1. Укажите предложение с обособленным определением.
1) С каждым днём Кусака на один шаг уменьшала отделявшее её от людей, присматривалась к их лицам и усваивала их привычки.
2) И осторожно, говоря так ласково, как это можно было, Лёля подвигалась к собаке и сама боялась: вдруг укусит.
3) И Кусачка вертелась, кувыркалась и падала при несмолкаемом весёлом хохоте.
4) Всею своею собачьей душою расцвела Кусака, и это изменило её до неузнаваемости.
(По Л. Андрееву)
2. Укажите предложение с обособленным обстоятельством.
1) Но судьба шестерых, вернувшихся в интернат навсегда, мучила меня долгие-долгие годы.
2) Шестеро моих детей, прикоснувшись к семейному огню, лишились его тепла.
3) В них, признаюсь честно, вся эта история оставила нелёгкий след…
4) И целых девять следующих лет я пыталась выровнять нити, распутать узлы и связать гладкую ребячью судьбу.
(По А. Лиханову)
3.Укажите предложение с обособленным определением.
1) Я на¬учил¬ся де¬лать из бу¬ма¬ги пти¬чек, по¬хо¬жих на ле¬та¬ю¬щие блюд¬ца.
2) Они здо¬ро¬во ле¬та¬ли, плав¬ны¬ми ши¬ро¬ки¬ми кру¬га¬ми.
3) Пла¬стин¬ки слу¬ша¬ли, иг¬ра¬ли моей же¬лез¬ной до¬ро¬гой, бол¬та¬ли о том о сём, но ни о чём серьёзном.
4) Ре¬бя¬там это, ко¬неч¬но, нра¬ви¬лось, но я всё равно был среди них чужим.
4. Укажите предложение с обособленным обстоятельством (знаки препинания не расставлены).
1) С печки свесясь гляжу на собравшихся гостей.
2) Увалы холмы долины уходили вдаль.
3) Смышлёные звери бобры зимуют разумно.
4) Измученный и продрогший я едва добрался домой.
Объяснение:
Предварительный просмотр:
Изложение 2 четверть.
Поговорим о бабушках
Давайте поговорим о стариках- о собственных родных бабушках.
Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда не хочется. Во всё вмешивается ,делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда во дворе все раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и зонтиком, позорит только. Ну что же делать с такой бабушкой? И стыдно потом бывает за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.
Знаешь, что надо делать с бабушкой? Надо любить, понимать и прощать. Она- то сколько прощает тебе? Терпеть- это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и бес ты-то знаешь, что во многом сильнее её, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что «она тебе жизнь отдаёт». Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому что старость- довольно тяжкое и печальное время жизни. Всё своё, личное, у нее позади- забота, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты- ее единственная забота, ее последняя радость, ее постоянная тревога, ее основной жизненный интерес, ее тайная надежда.
А потом, у каждого возраста есть свои особенности. Вот и у стариков они есть- ворча вспоминать пошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Это его возрастная особенность.
Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все- таки попытайся.
(По И. Медведевой) (217 слов)
Изложение 1
Радушие семьи Житковых изумляло меня. Оно выражалось не в каких-нибудь слащавых приветствиях, а в щедром и неистощимом хлебосольстве. Приходили какие-то молчаливые, пропахшие махоркой, явно голодные люди, и их без всяких расспросов усаживали вместе с семьёй за длинный, покрытый клеенкой стол и кормили тем же, что ела семья. А пища у нее была простая, без гурманских причуд: каша, жареная скумбрия, вареная говядина. Обычно обедали молча и даже как будто насуплено, но за чаепитием становились общительнее, и тогда возникали бурные споры о Льве Толстом, о народничестве.
Кроме литературы, в семье Житковых любили математику, астрономию, физику. Смутно вспоминаю какие-то электроприборы в кабинете у Степана Васильевича. Помню составленные им учебники по математике; они кипой лежали у него в кабинете.
Очень удивляли меня отношения, существовавшие между Степаном Васильевичем и его сыном Борисом: то были отношения двух взрослых, равноправных людей. Борису была предоставлена полная воля, он делал что вздумается - так велико было убеждение родителей, что он не употребит их доверия во зло. И действительно, он сам говорил мне, что не солгал им ни разу ни в чем.
Раньше я никогда не видывал подобной семьи и лишь потом, через несколько лет, убедился, что, в сущности, то была очень типичная для того времени русская интеллигентская трудовая семья, щепетильно честная, чуждая какой бы то ни было фальши, строгая ко всякой неправде. Живо помню, с каким восхищением я, тринадцатилетний мальчишка, впитывал в себя ее атмосферу. (225 слов) (По К.И. Чуковскому)
Задания 1. Озаглавьте текст. 2. ответьте на вопрос: «Чем Чуковскому нравилась семья Житковых?»
Изложение
В самом центре Москвы есть глухие, сохранившие душок старины уголки, куда лишь доносится сторонний шум больших улиц, где прохожие редки, а всезнающие шоферы такси чешут в затылке, вспоминая, где же находится такая набережная. А с этой тихой набережной не видно Кремля потому только, что его закрывают стены вовсе не высотных зданий.
Когда-то здесь были соляные склады, потом подсобные помещения одной из самых первых электростанций столицы, ныне давно бездействующей. Теперь же тут вычислительный центр, один из крупнейших в городе. И обслуживает он главным образом энергетиков им управлять энергосистемами, раскинувшимися по всей нашей обширной стране с ее тысячекилометровыми высоковольтными линиями, уникально гигантскими станциями, с ее разноликим потребителем в виде промышленных городов и маленьких деревенек.
В бывших соляных складах теперь ревниво поддерживается нужная температура. Интеллектуальные машины капризны - отзываются на малейшее охлаждение и потепление. Вокруг машин обычно толчется много народу. Большей частью это программисты. У всех нерешенные вопросы, каждый надеется, что машина объяснит их. (152 слова) (По В.Ф. Тендрякову)
Задания 1. Озаглавьте текст. 2. Расскажите об одном из уголков своего родного города.
Тут их несколькоШёпот, шёлк, щеголь, ключом, мячом, старичок,пятачок, мышонок, девчонка, холщовый, стажёр, бечёвка, печенка, сгущенка, полагать, переложить , наложить, слагать, растения, вырасти, выросли, выращенный, гореть, нагар, прикоснуться, выбираю, соберу, вытер, забираю, застелю, творить. вытворить. претворить, пловец, уравнение , пловчиха, уравнение, выровнять, озарять,зорька, скакать .скачет, занимать, пожимать, занимать, разминать, выжег, блестеть, блистать ,преклоняться, наклониться, приклониться, расстилаться, разжечь, развлекаться, расстояние, расписание, разжигать.
Объяснение: