№1. укажите номера предложений, которые содержат правильные утверждения. 1. союзы в предложении играют чаще всего роль дополнения. 2. союз – это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов и частей сложного предложения. 3. все союзы пишутся слитно. 4. только сочинительные союзы могут быть простыми. 5. союзные слова – это местоимения или местоимённые наречия, которые связывают части сложноподчинённого предложения. 6. сочинительные союзы связывают части сложноподчинённого предложения. 7. и союзы, и союзные слова могут связывать части сложноподчинённого предложения. №2. расставьте знаки препинания. подчеркните повторяющийся союз. 1. в первый раз после двухнедельного отступления войска остановились и после борьбы не только удержали поле сражения но прогнали французов. 2. полки же, как кавалерийский так и пехотный, были весьма мало приготовлены к предстоящему делу. 3. но люди говорящие так, или не знают дела про которое говорят или умышленно обманывают себя. 4. француз беспокойно оглянулся и как будто преодолев сомнение быстро скинул мундир и надел рубаху. 5. весь дом руководился только мнимыми повелениями мужа, то есть желаниями пьера которые наташа старалась угадывать. №3. раскройте скобки. 1. она приехала теперь, что (бы) выхлопотать определение в гвардию своему единственному сыну 2. я полюбила раз твоего брата, и, что (бы ) и случилось с ним, со мной, я никогда не перестану любить его во всю жизнь. 3. но за (то) неприятель потерял 4. варвара ивановна говорила, что чуть не убил народ ее за (то), что она по-французски 5. при (том) надо в поступках государственного человека различать поступки частного лица, полководца или императора. 6. наполеон делал то (же) все, что от него зависело 7. с другой стороны, он в то (же) самое время стал чувствовать усталость в своем старом теле и необходимость отдыха. 8. княжна так (же) приготавливала провизию на дорогу пьеру. 9. больной лежал всё так (же) безжизненно и неподвижно. №4. укажите, в каких предложениях допущены ошибки в правописании союзов и или союзных слов. 1. вам за чем же графа надо было? 2. от чего же вы не пришли к семи часам утра? 3. почему надо было ехать, он не знал; но выспавшись после обеда, он велел оседлать серого марса, давно не езженного и страшно-злого жеребца. 4. проехав какие-то австрийские войска, ростов заметил, что следующая за тем часть линии (это была гвардия) уже вступила в дело. №5. укажите номера предложений, где союз «и» связывает части сложносочинённого предложения, а не однородные члены. вставьте недостающие знаки препинания. (использованы отрывки из стихотворений б.пастернака и с.есенина). 1. мело весь месяц в феврале и то и дело свеча горела на столе, свеча горела. 2.где, как обугленные груши, с деревьев тысячи грачей сорвутся в лужи и обрушат сухую грусть на дно очей. 3. я по-прежнему такой же нежный и мечтаю только лишь о том, чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом. № 6. выделите в тексте союз(ы) «что». он отвернулся и , как будто хотел выразить этим, что всё, что ему сказал долохов< > , он давно, давно знает< > .
2. Союз – это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов и частей сложного предложения.
5. Союзные слова – это местоимения или местоимённые наречия, которые связывают части сложноподчинённого предложения.
7. И союзы, и союзные слова могут связывать части сложноподчинённого предложения.
***ответ: 2, 5, 7.
Задание №2.
1. В первый раз после двухнедельного отступления русские войска остановились и после борьбы не только удержали поле сражения, но и прогнали французов.
2. Полки же, как кавалерийский, так и пехотный, были весьма мало приготовлены к предстоящему делу.
3. Но люди говорящие так, ИЛИ не знают дела, про которое говорят, ИЛИ умышленно обманывают себя.
4. Француз беспокойно оглянулся и, как будто преодолев сомнение, быстро скинул мундир и надел рубаху.
5. Весь дом руководился только мнимыми повелениями мужа, то есть желаниями Пьера, которые Наташа старалась угадывать.
***Повторяющийся союз ИЛИ…, ИЛИ.
Задание №3. 1. Она приехала теперь, ЧТОБЫ выхлопотать определение в гвардию своему единственному сыну
2. Я полюбила раз твоего брата, и, ЧТО БЫ ни случилось с ним, со мной, я никогда не перестану любить его во всю жизнь.
3. Но ЗАТО неприятель потерял бездну...
4. Варвара Ивановна говорила, что чуть не убил народ ее ЗА ТО, что она по-французски заговорила...
5. ПРИТОМ надо в поступках государственного человека различать поступки частного лица, полководца или императора.
6. Наполеон делал ТОЖЕ все, что от него зависело.
7. С другой стороны, он в ТО ЖЕ самое время стал чувствовать физическую усталость в своем старом теле и необходимость физического отдыха.
8. Княжна ТАКЖЕ приготавливала провизию на дорогу Пьеру.
9. Больной лежал всё ТАК ЖЕ, безжизненно и неподвижно.
Задание №4. Предложения, в которых допущены ошибки в правописании союзов или союзных слов:
1. Вам ЗА ЧЕМ же графа надо было? (верно: зачем)
2. ОТ ЧЕГО же вы не пришли к семи часам утра? (верно: отчего).
Задание№5. Указать номера предложений, где союз «и» связывает части сложносочинённого предложения, а не однородные члены. Расставить недостающие знаки препинания).
1. Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
2.Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
3. Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
***ответ: 1. (Только в 1-м предложении союз И связывает части сложносочинённого предложения)
Задание № 6. Выделите в тексте союз(ы) «что».
Он отвернулся и как будто хотел выразить этим, ЧТО всё, что ему сказал Долохов<>, он давно, давно знает<>.
*** ЧТО (изъяснительный союз) всё __ всё, что (союзное слово, член предл.- дополнение) ему