1. Укажите многочленное сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.
а) Учись скромности у колоса: тот, как созреет, голову склонит.
б) Ночью я почувствовал боль в ноге, и, когда встал утром, она оказалась сильно распухшей.
в) Хорошо сидеть и прислушиваться к тишине: то ветер подует и тронет верхушки берёз, то за стеной колокольные часы пробьют четверть.
г) Мы в песнях для потомства сбережём названья тех сгоревших деревень, где за последним горьким рубежом кончалась ночь и начинался день.
2. Определите тип предложения (знаки препинания не расставлены).
Я сознавала что этот туман скрывает нечто важное и до боли напрягала глаза пытаясь разглядеть что там за молочно-белой пеленой но тщетно мгла упорно не хотела рассеиваться.
а) сложносочинённое в) бессоюзное сложное
б) сложноподчинённое г) многочленное сложное
3. Укажите многочленное сложное предложение (знаки препинания не расставлены).
а) Я смотрел на лодки на японские батареи нигде никакого движения.
б) Упал в пруд камень взъерепенилась от этого вода полетела брызгами и волны побежали кругами но вскоре их бег замедлился сник и сравнялась гладь снова уснула тихая заводь хоть и долго ещё выпрыгивали на поверхности звонкие пузырьки.
в) Старшина пошёл сам потому что предводители должны идти первыми когда угрожает опасность.
г) День тихо но в сумерках они заметили человека бесшумно кравшегося к огромному дереву.
2. Найдите словосочетания со связью «управление»:
а) читать лёжа, б) управляя автомобилем, в) доволен успехами
г) встреча товарищей, д) кирпичная стена е) характерные черты
3.ЗАДАНИЕ:
А.Из предложений 8—11 выпишите слово, в котором правописание НН определяется тем, что это полное страдательное причастие образовано от глагола совершенного вида.
Б.Укажите количество грамматических основ в предложении 14.
В.Среди предложений' 12—15 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
Г.Среди предложений 3—11 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.
(3)Мы долго сидели на берегу под вязами. (4)Комары пропали. (5)Лёгкий ветерок, потянувший низом, наклонивший травы, но не двинувший и листка на деревьях, заставил попрятаться Маленьких демонов.
(6)Вечер не спешил, давая отбуйствовать закату. (7)Багровое пламя на западе превратило серебристую Угру в реку крови, и все комары унеслись туда, чтоб погрузить хоботы в красный поток и налиться субстратом жизни. (8)Они вскоре поняли, что ошиблись, и, распалённые злобой, вернулись назад. (9)Мы перестали сопротивляться. (10)Вокруг каждого из нас, а сидели мы на пристроенной к избе терраске, реяло плотное облачко. (11)Казалось, то парят зёрнышки граната: раздувшиеся брюшки рубиновым.
(12)Послышался тяжёлый топот: это вернулось с пастбища небольшое деревенское стадо; слышались озвонченные тишиной ласковые, зазывные голоса хозяек. (13)Голос «молодой» не звучал среди них, но в её дворе появились без всякого зова четыре овцы, слипшиеся, как дешёвые конфеты, — три взрослые, одна подросткового возраста. (14)Потом померещилось, что это одна четырёхголовая овца, настолько синхронны были все движения и настолько неразделимы тела. (15)Эту единую овцу разрушил не поспевавший за стремительными манёврами подросток.
4. Проанализируйте предложения.
1) Прочитайте предложение, 2) дайте ему краткую характеристику, 3) составьте схемы.
1.Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза. (В. Аксенов)
2.Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим и смело глядит вперед. (И.С. Тургенев)
3. Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой, будто схвачена цементом.
4.Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет.
5.Укажите вид предложения( в таблицу).
Например, 9) ."Школьники учатся дистанционно, потому что свирепствует вирус".СПП
1) Однозвучно гремит колокольчик, и дорога пылится слегка.
2) Ты понял жизни цель: счастливый человек, для жизни ты живешь.
3) Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я.
4) Запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга берегли.
5) Травка зеленеет, солнышко блести, ласточка с весной в сени к нам летит.
6) Октябрь уж наступил – уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей.
7) Сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя.
8) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
Злая - опред., прилаг., собака - сущ.,подл., громко -обст.,нареч., лает - сказ.,глаг., на -предл., людей - дополн.сущ., из-за -предл., высокого-опред.прил., забора - обст.,сущ.
Словосочетания: злая собака, громко лает, лает на людей, лает из-за забора
2) Толстая книга в красивой обложке лежит на краю письменного стола.
Толстая - опред.,прил., книга- подл.сущ.,в-предл.,красивой-опред.прил.,обложке-дополн.,сущ.,лежит -сказ.глаг.,на-предл.,краю-обст.сущ.,письменного-опред.прил., стола -дополн.сущ.
Словосочетания: толстая книга, книга в обложке, в красивой обложке, лежит на краю, на краю стола
3) Красивая сосна с изогнутыми ветками выросла на вершине отвесной скалы.
Красивая - опред.прил.,сосна-подл.сущ., с -предл., изогнутыми -опред.прил.,ветками -дополн.сущ., выросла - сказ.глаг.,на-предл.,вершине-обст.сущ.,отвесной-опред.прил., скалы - дополн.сущ.
Словосочетания: красивая сосна, сосна с ветками, с изогнутыми ветками, сосна на вершине, на вершине скалы.