1 Среди однокоренных слов найдите глаголы. Докажите, что это глагол.
День отливает золотом и синью.
Синеет небо— вечности река.
Белеют в синем небе облака.
Прекрасен мир.
(М. Дудин)
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………….
2 Найдите глаголы, определите их вид.
Облака бегут над морем,
Крепнет ветер, зыбь черней,
Будет буря: мы поспорим
И помужествуем с ней!
(Н.Языков)
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………….
3.Подберите синонимы к глаголам.
Выгнать-………………………………………………………………………………………..
Смотреть-………………………………………………………………………………………
Блестеть-……………………………………………………………………………………….
Говорить-……………………………………………………………………………………….
4 Перепишите предложения, образуя от глаголов, стоящих в скобках, повелительное
наклонение.
(Приготовить) заранее всё необходимое для опыта. (Прочитать) инструкцию,
(отмерить) и (отвесить) всё необходимое и (приступить) к делу. Не (плакать) из-за
пустяков. (Перемножить) эти цифры и (записать) результат в эту графу.
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
5 Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Хорошее железо (не) ржаве..т, хороший человек (не) забывае(тся-ться). Вместе
сходи(тся-ться)—рекой станови(тся-ться), врозь расходи(тся-ться)—ручейками
стать. В одиночку би(тся-ться) (не) годится. В умной беседе ума набра(тся-ться), в
глупой свой растерять. Чем больше книг ты будешь читать, тем больше слов
отложи(тся-ться) незаметно в твоей памяти.
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………
6 Поставьте вместо точек нужные буквы и знаки.
1
Что ты ржёш…,мой конь ретивый,
Что ты шею опустил,
Не потряхива… гривой,
Не грызёш… своих удил?
2
Любиш… ката…ся, люби и саночки возить.
3
Семь раз отмер…, а раз отреж… .
4
Чем ты услекаеш…ся и интересуеш…ся.
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………..
7 Раскройте скобки, вместо инфинитива выберете подходящую глагольную форму.
Лодки не стоят неподвижно, они (колыхаться)……………….. на воде. Дует ветер,
дождь (брызгать)……………….. в лицо. Наступила весна, текут ручьи, с крыш
(капать)…………………. Провожающие стоят на перроне, что-то кричат уезжающим,
(махать)…………………вслед уходящему поезду. Несколько дней волк (рыскать)……
……… по лесу, ищет добычу.
8 К каждому глаголу подберите пару с чередующимся звуком.
Берегу – бережёшь, запрягу-……………., могу-………….., стерегу……………….,
влеку-…………….., пеку-…………….., вязать ходить-…………………, хотеть-……………
9 Составьте связный рассказ по предложенному началу. В тексте, где возможно,
используйте глаголы на тся—ться.
Идёшь по зимнему лесу и налюбоваться не можешь. От морозной тишины в
самом деле кажется, что лес спит, а вместе с ним спят и птицы, и звери. Но это
только кажется………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
11 Составьте предложения, чтобы эти слова являлись разными частями речи.
Запишите их.
Белила, дали, запевала, знать, жгут, стих ОЧЕНЬ НАДО,
Частица "НЕ" пишется раздельно:
⊕ с глаголами (не был);
⊕ с числительными (не раз);
⊕ с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен - не требуется, не обязан - не хочет);
⊕ со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица);
⊕ с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше);
⊕ в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах).
"НЕ" пишется слитно:
⊕ в словах, которые без "НЕ" не употребляются (невежа, непобедимый);
⊕ в словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (неприятель - враг, очень нездоровый вид - очень больной вид, нездоров - болен);
⊕ в отглагольных прилагательных на -мый (независимый);
⊕ в неопределенных местоимениях (некто, нечто, некоторый);
⊕ в глаголах с приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недоделать, недооценивать).
Как трудно подобрать слова,
Решиться на признания свои.
Соединила нас давно молва,
Но мы лишь в озарении любви.
Я молча взором взор ловлю,
Смотри, в них видно всё до точки.
Ты видишь — я тебя люблю...
Люблю! — кричу я, что есть мочи.
Я признаться искренне хочу
В том, что мне давно ясней всего.
В том, что я теперь тебя люблю.
Света много — я дарю его.
Верю, что признания творят
Листья без осенней желтизны.
Пусть же на душе они парят,
Точно с неба нам они даны.
Люблю, люблю, люблю...
Не устаю я повторять.
Сердечко мне свое отдать.
Как сладок был наш поцелуй,
Биенье сердца, дрожь души.
Я понял, лишь тебя люблю,
ответь на зов мой, поспеши!
Объяснение:
Стихи