1. Спишите текст. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы,
раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.
Объясните графически орфограммы.
1. Начало июня пр…ходит посторонними ветре(н,нн)ыми днями. 2.
Это случается после длительных майских д..ждей. 3. Ни(з,с)кие тучи ушли
со..нце землю но высокие обл..ка дымчато ра(с,з)кинуты по
небу. 4. Кажется, что близи(т,ть)ся новое осе(н,нн)ее (не)настье.
5. Рассеянный свет со…нца одевает крыши травы леса. 6. Все приобретает какой(то) прозрачный оттенок, словно выцветший за лето пл..ток.
7. Тени уже не похожи на тени лица делаю(т,ть)ся уд..вительно светлыми,
как бы сияющими изнутри.
8. Теперь нет в пр..роде яркого чистого цвета. 9. Бревна ромашки
излучины рек состоят из множества оттенков и полусветов.
10. Милой сердечной д…бротой веет от таких полдней, когда люди не
поют песен, на реку не бегут купа(т,ть)ся а как бы застыли в задумчивом
зам..рании. 11. Вся ж..знь на многие годы вперед каже(т,ть)ся ясной,
пр..стой и светл..й.
2. В предложениях 9-11найдите слово с чередующейся гласной в корне.
Выпишите это слово.
3. Из предложений 4-6 выпишите слово с орфограммой «Буквы З и С на
конце приставок».
4. Из предложений 3-5 выпишите слово с орфограммой «Правописание Н
и НН в суффиксах прилагательных».
5. Определите род, число, падеж прилагательного сердечной (10 предл).
6. Вставьте, где необходимо, недостающие буквы. Подберите по одному
антониму к следующим словам:
ни(с.з)кие ( 3 предложение) -
светлыми (7предложение предложение) -
Вместо винительного падежа дополнение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже без предлога:
1) если есть отрицательная частица не перед переходным глаголом: понял задачу — не понял задачи; читал роман — не читал романа; терять время — не терять времени;
2) если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил воду (всю воду, о которой идёт речь) — выпил воды (часть) , принести дрова — принести дров.
При определении переходности/непереходности глаголов необходимо учитывать и значение существительного в форме винительного падежа — оно должно называть объект действия. Ср. : простоять час (в очереди) или жить неделю (на море) , где глаголы не являются переходными, хотя после них и стоят существительные в винительном падеже без предлога: Всю ночь (В. п. со значением времени, а не объекта) гремел (глагол непереходный) овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью (А. Фет) .
Глаголы, которые не могут иметь при себе прямого дополнения, являются непереходными: заниматься (чем? ) спортом, разбираться (в чём? ) в музыке, отказаться (от чего? ) от
Вот:)