№ 1 (составить вопросный план текста) № 2 (записать 2-ой микротекст, сформулировать свой аргумент и записать)
№ 3 (записать главную информацию третьего микротекста в одном предложении)
№ 4 (по заданию)
№ 5 (по заданию)
№ 6 (из последнего предложения выписать метафору, т.е. скрытое сравнение, характеризующую роль чтения)
Сегодня всё чаще говорят о необходимости целенаправленно формировать информационную культуру человека. Одним из базовых навыков, входящих в эту культуру, является навык чтения и понимания. Человек, который вступает в богатейшую информационную среду современной цивилизации и намерен активно ею пользоваться, должен уметь читать. Причём не просто складывать буквы в слова — речь идёт о чтении как многоаспектном, сложно устроенном процессе. Школьников необходимо специально и подробно познакомить с этим процессом
Древние греки говорили: "Он неграмотен: не умеет ни читать, ни плавать". Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Во всём мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем.
Чтение многофункционально. Оно является инструментом для решения задачи, лежащей за пределами ситуации чтения, приятным досугом и средством переживания сильных эмоций. Для одних чтение — "труд и творчество" (философ В.Ф. Асмус), а для других — "блаженное мурлыканье" (писатель В.Набоков) или "интеллектуальное приключение" (философ и математик А.Н. Уайтхед). Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Чтение — посредник в диалоге с современниками и давно ушедшими поколениями. Оно развитию доброты, справедливости, толерантности. Наконец, чтение — один из формирования общественного сознания людей и индикатор интеллектуального состояния общества
Чтение - сложная многогранная деятельность мозга, в которую включены процессы восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, воли. В исследование проблем чтения значительный вклад внесли русские психологи. В 60-е годы века Л.С. Выготский рассмотрел один из трудных вопросов психологии — соотношение языка, речи и мышления, отношения мысли и слова. Традиции, заложенные Л.С. Выготским, считавшим, что чтение — сложный психический процесс, развил А.А. Леонтьев. Он пришёл к выводу, что содержание текста всегда имеет множество степеней
Свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и опыта. Психологические теории чтения подчёркивают активную роль читателя в понимании текста. Осмысление того, что происходит с человеком, когда он читает, многие исследователи считают вершиной психологии чтения, так как это означает раскрытие некоторых самых сокровенных механизмов работы человеческого мозга.
Процесс чтения состоит из трёх фаз. Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка (или декодирование), когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ. Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами. Третья — это создание собственного нового смысла, то есть "присвоение"добытых новых знаний как собственных в результате размышления. Чтение включает в себя выдвижение гипотез и высказывание предположений, формулирование суждений, моделирование и обобщение, применение на практике в жизни, учёбе, профессиональной деятельности. В ответ на прочитанное у читателя возникают собственные чувства, мысли, образы. Это одно из объяснений сосуществования различных точек зрения по многим вопросам.
Те, кто останавливается на первой фазе чтения, читают репродуктивно, механически воспроизводят содержание, пересказывают факты и фабулу. Когда-то этого было достаточно для получения образования (вспомним классическую "зубрёжку"). Сегодня на первый план выдвигается творческое чтение, которое требует осмысления полученной в результате чтения информации, её интерпретации, оценки и создания собственных смыслов.
1. Вечером, ПРИСТРОИВШИСЬ НА ПОПУТНУЮ МАШИНУ, (Д.О в середине предложения выделяем запятыми с двух сторон) я выехал в Тельму (Песков).
2. Какой-то работяга дремал в тенёчке у стены, СИДЯ НА КОРТОЧКАХ (Д.О в конце предложения выделяем одной запятой).
3. Приходилось сидеть СЛОЖА РУКИ и думать (Д.О-фразеологизм ,запятыми не выделяется).
4. Глебов, ВОЛНУЯСЬ, (одиночное деепричастие в середине предложения выделяем запятыми с двух сторон) отошёл в сторону, потыкался туда-сюда, ИЩА ЕФИМА, (Д.О в середине предложения выделяем запятыми с двух сторон) потом вошёл в магазин, пос там и, РУГАЯСЬ, МЫСЛЕННО ПРОКЛИНАЯ НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ, (одиночное деепричастие + Д.О в середине предложения выделяем запятыми с обеих сторон; от союза И деепричастие отделяется запятой) вновь вышел во двор.
5. Иногда Половцев, ОСТАВИВ КАРТЫ, (Д.О в середине предложения выделяем запятыми с двух сторон) садился прямо на полу, ПО-КАЛМЫЦКИ СЛОЖИВ НОГИ ,(Д.О в середине предложения выделяем запятыми с двух сторон)и , РАССТЕЛИВ КУСОК БРЕЗЕНТА,(Д.О в середине предложения выделяем запятыми с двух сторон. Перед И ставим запятую, потому что деепричастные обороты относятся к разным сказуемым) разбирал, чистил и без того идеально чистый ручной пулемёт.
Д.О. - деепричастный оборот
Объяснение:
1. Птицы, одетые в светлые шлемы, сидят на воротах забытой поэмы.
2. На сосне, поросшей мхом, мелькает белки хвост пушистый.
3. Снег, летящий с неба большими хлопьями, медленно опускался на землю.
4. Оглушенный тяжким гулом,Теркин никнет головой.
5. Впереди на солнце от лёгкого ветра волновалась паутина, пересекающая просеку.
6. И деревья, освещенные холодным огнём молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки.
7. Это был трудный путь, и люди, утомлённые им, пали духом.
8. Данко и все люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождём.
9. Я думал о великом горящем сердце Данко и о человеческой фантазии, создавшей столько красивых и сильных легенд.
10. Повязанная тёмным платком, с жёлтой шалью на плечах, она становилась в толпе и смиренно и важно молилась.