1. Согласуйте определения с главными словами. А) Широк_ авеню, интересн_ интервью, горяч_ бигуди, дедушкин_ галифе, с солнцезащитн_ жалюзи, троллейбусн_ депо, спел_ киви, вкусно приготовленн_ кольраби, горяч_ кофе, колумбийск_ мокко, незабываем_ пенальти, тонко порезанн_ салями, дующ_ сирокко, политическ_ статус-кво, великолепн_ сопрано, выложенн_ на блюдо спагетти, неизвестн_ нам хинди, удобн_ купе, висящ_ на стене бра, шелков_ кашне, стоящ_ на полке кашпо.
* Какие из существительных в указанных словосочетаниях чаще употребляются во множественном числе, но могут выступать и как существительные среднего рода?
Б) Изящн_ фламинго, велик_ Пуччини, маленьк_ шимпанзе, слабосолен_ иваси, ярк_ колибри, ядовит_ цеце, известн_ конферансье, всеми уважаем_ леди, состоятельн_ рантье, великолепн_ травести, учтив_ кабальеро, предприимчив_ импресарио, опытн_ крупье, постаревш_ кюре, остановивш_ поединок рефери, суров_ миссис, простодушн_ инженю, военн_ атташе, таинствен_ инкогнито, авторитетн_ жюри, надежн_ протеже.
* Какие из существительных в указанных словосочетаниях могут быть как мужского, так и женского рода, какие имеют только один род?
2. Определив род имен существительных, согласуйте их с определениями и сказуемыми, вставив в предложения вместо пропусков окончания в единствнном числе имен существительных, прилагательных, глаголов. Отметьте существительные, имеющие несколько допустимых норм.
1) На столе лежал_ нов_ банкнот_.
2) В вольере зоопарка мы увидели молод_ жираф_.
3) У обувницы стоял_ только лев_ кед_.
4) В договор нужно внести незначительн_ корректив_.
5) В легких обнаружен_ небольш_ метастаз_.
6) Вокруг разнесся резкий запах нашатыр_.
7) Салат, сдобренный провансал_ (соус), вкуснее.
8) Жителей собрали на площади ударами в обломок железнодорожн_ рельс_.
9) На окнах повешен_ узорчат_ тюль.
10) Пораскинь своим умишк_!
11) В ванной комнате остался запах душист_ шампун_.
12) Совместн_ коммюнике глав государств будет опубликован_ в прессе.
13) На обед был_ подан_ великолепно приготовлен_ овощн_ рагу.
14) Следователь вынул из сейфа толст_ досье.
15) Трудно пережить так_ сокрушительн_ фиаско.
3. Данные в скобках существительные поставьте в единственном числе и включите в предложения, выбрав нужную форму.
1) На стене гостиной висел_ (акварели) известного художника.
2) После работы зайдите на почту за ценн_ (бандероли) .
3) Лицо дамы скрывал_ мелк_ (вуали) .
4) Мышца прав_ (голени) побаливала от напряжения.
5) В парке установлен_ нов_ (карусели) . Дети полюбили кататься на нов_ (карусели) .
6) От частого письма на пальце руки образовал_ небольш_ (мозоли).
7) Я зажмурил левый глаз, прицелился, выстрелил, но в дальн_ (мишени) не попал.
8) На тарелку мама выложила пышн_ (оладьи) .
9) Нищий стоял у (паперти) .
10) Примерьте прав_ (туфли) .
11) Плакат написан разноцветн_ (туши) .
12) Лев_ (сандалии) стоял_ в стороне.
13) Хорошо обученный пес принес сначала одн_ (тапки) , потом друг_.
14) Отец расписался в принесенн_ сыном (табели) .
15) В доклад следует внести небольш_ (коррективы)