1) Слово глубокий имеет значение: 1) находящийся на значительной глубине от поверхности; 2) очень сильный, достигший значительной степени. Какое их этих значений оно имеет в следующем отрывке?
Месяц, месяц, мой дружок!
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
2) Определите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение.
А) горячий чай б) горячее желание в) горячий человек г) ломать сук д) ломать старые традиции е) ломать игрушки
3) В приведенных предложениях найдите синонимы к выделенному слову.
А) Им она не прекословит,
Не перечит ей они.
Б) Между тем царица злая,
Про царевну вспоминая,
Не могла её,
А на зеркальце свое
Долго дулась и сердилась..
4) Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются:
А) многозначными б) однозначными в) паронимами г) синонимами д) омонимами е) антонимами
5) Выберите пары антонимов.
А) храбрый-мужественный б) глаза-очи в) жара-холод г) влетать вылетать
Д) благородный-подлый
6) Объясните смысл пословиц и укажите в них слова с противоположным значением.
А) Кто шьет, а кто порет. Б) Близкий сосед лучше дальней родни. В) Знал друга в радости, не оставляй и в горести.
7) Укажите фразеологические обороты, являющиеся синонимами.
Ни рыба, ни мясо; молоть вздор; ни то, ни сё; молоть ерунду; тёртый калач; намылить шею; стреляный воробей; дать нагоняй.
8) Найдите разговорные и диалектные слова в следующем отрывке. Назовите знакомые вам образные средства языка в данном четверостишии.
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит.
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит…
(Н.Некрасов)
9) Найдите слова, имеющие омонимичную пару. Составьте с ними словосочетания, тем самым объясняя их значение.
А) среда б) телевизор в) бокс г) заточить д) грязный е) свет
10) Прочтите описания наружности героев. Назовите образные средства, которые создают антитезу.
А) Своими вздохами, нытьем, своими темными очками на бледном маленьком лице,- знаете, маленьком, как у хорька,- он давил нас всех, и мы уступали…
Б) Назначили к нам нового учителя истории и географии, некоего Коваленко, Михаила Саввича, из хохлов. Приехал он не один, а с сестрой Варенькой. Он молодой, высокий, смуглый, с громадными руками, и по лицу видно, что говорит басом…
2. Как производится фонетический разбор слова?
3. Как называется в фонетике звук? (ответ: Фонема)
4. Приведите примеры слов, в которых есть ударные и безударные гласные.
5. Приведите примеры слов с мягкими и твёрдыми согласными, со звонкими, глухими и сонорными согласными.
6. На ряду с какой наукой о языке изучается фонетика? (ответ: Орфографией)
7. Приведите примеры слов, в которых есть расхождения между произношением и написанием.
8. На какие чередования делится фонетика? (ответ: Фонетические и исторические)
9. Какой из них делится ещё, на сколько и какие? (ответ: Фонетические. 2. Комбинаторные и позиционные).
10. Произведите фонетический разбор слов: комбинация, пропорция, русскоязычный.
Выбирай))
2. Стеклянный стол, деревянный стул, оловянный солдатик, серебряный век, нефтяной магнат, ледяной шторм, глинный кувшин, масляные краски, льняной материал, земельный участок, торвяной пожар, жестяная банка, древесный уголь, песчаное дно, ржаной хлеб.