1. Распределите словосочетания с причастиями в два столбца. Надвигающаяся опасность, корабль, потерпевший крушение, волна, нахлынувшая с левого борта, терпящие бедствие матросы, теряющий управление штурман, движимый чувством долга, плот, увлекаемый быстрым течением, выкачанная из трюма вода, разрушенный корабль, в бушующем океане.
Действительные причастия:
Страдательные причастия:
2. Перестройте и запишите предложения так, чтобы вместо глагола стояло действительное причастие или страдательное (а если возможно — то и другое).
Н-Р: Автобус выезжает по маршруту. – Автобус, выезжающий по маршруту, скоро заберет пассажиров.
Мама пригласила соседей в гости. -
Врач лечит больных. -
Мальчик бежит по дороге. -
Пришла весна, и снег растаял. -
Библиотекарь рекомендует книгу. -
Весь сад засыпали сухие листья. -
ПОДСКАЗКА Причастия всегда сохраняют вид того глагола, от которого они образованы.
Вот перед нами (обстоятельство места, так как отвечает на вопрос "где? перед кем?", обстоятельство места выражено личным местоимением с предлогом) вода (подлежащее, выраженное именем существительным): реки (подлежащее, выраженное именем существительным), моря (подлежащее, выраженное именем существительным), озёра (подлежащее, выраженное именем существительным). Данное предложение простое, односоставное (присутствует только подлежащее), распространенное, осложнено однородными подлежащими при обобщающем слове.
Жостовская роспись, как вид русского художественного творчества, возникла на Урале в XVIII в. (Нижний Тагил, Верх-Нейвинск, Невьянск) на металлургических заводах Демидовых. В XIX в. расписные металлические подносы начали выпускать в Московской губернии (Жостово, Троицкое, Сорокино, Новосельцево, Хлебниково, Осташково). Московский промысел со временем стал ведущим. Сегодня подносы с лаковой росписью делают в селе Жостово и Нижнем Тагиле.
Самая известная Жостовская фабрика декоративной росписи была создана в 1928 г. на базе нескольких мастерских, включая и мастерскую братьев Вишняковых. Жостовские мастера на протяжении почти двух веков оттачивали неповторимый, завораживающий стиль украшения металлических подносов, перенимая опыт известных в своё время центров цветочной (и не только) росписи Урала и Петербурга.
Основа основ жостовской росписи – свободный, сочный мазок кисти. В классическом стиле преобладают цветочные композиции: букеты, венки, ветки. Жостовскую роспись наносят не только на металл, но и на керамику, папье-маше, стекло, кожу, ногти и т.д. И всегда, независимо от поверхности, используется многослойное письмо. Обычно используют чёрный фон, реже – красный, зелёный, синий, серебряный.
Стадии жостовской росписи:
Замалёвок; Тенёжка; Прокладка цветом; Бликовка; Чертёжка; Привязка; Уборка краёв подноса; Наводка зеркального блеска.