1. распределите ниже слова, словосочетания и выражения по группам:
а) именующие официально-деловую окрашенность, канцеляризмы;
б) входящие в лексику всех книжных стилей, в том числе и официально-делового;
в) не употребляющиеся в официально-деловом стиле.
составьте 6 – 7 предложений, используя канцеляризмы.
иметь место, нетрудо расторжение договора, обусловить, один-одинешенек, констатировать, заводище, истец, командировочное удостоверение, в соответствии с приказом, заявка на участие, нижеследующее, меланхоличный, делопроизводство, торжественное открытие, короткая память, мешанина, новое назначение, регистрация брака, от имени и по поручению, текущий, юнец, безотлагательно, судить да рядить, принять к сведению, уведомление, в целях, рекламация, кассационная жалоба, принять меры, попридержать язык, чарующий, ходатайство, в плановом порядке, именуемый, наперегонки, морфема, ингаляция, поставить в известность, фразер, оценить свои возможности.
2. образуйте глагольные словосочетания с данными ниже словами. составьте предложения.
образец: акт — составить, предъявить. члены комиссии составили акт о списании оборудования.
претензия, , виза, выговор, договор, документ, заявка, иск, соглашение, приказ, отчет, письмо, повестка, подпись, порицание, постановление, предложение, предписание, , содействие, учет, проект, протокол, расписка, распоряжение, резолюция, резюме, рекомендация, решение, справка, счет, требование, характеристика, санкции.
3. образуйте словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, подобрав к ниже существительным согласованные и несогласованные определения.
ответственность, действия, лицо, пособие, меры, порядок, полномочия, обстоятельства, рассмотрение, срок, ущерб, цена, обслуживание, отношения.
4. прочитайте предложения, взятые из текстов документов. найдите ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости, исправьте их.
1. для проведения занятий по информатике временно привлекаются компьютерные классы кафедр.
2. наши предприятия долгие годы состоят в добрых партнерских отношениях.
3. полагаем, что результаты испытаний могут составлять взаимный интерес для наших фирм вас сообщить стоимость 1 шт. кондиционера, необходимую для внедрения в калькуляцию заказчика.
5. транспортные издержки при перевозках по железной дороге многократно меньше, чем при морских и авиационных.
5. прочитайте отрывок из рассказа в. шукшина «чудик». объясните, почему герою рассказа пришлось переписывать текст телеграммы.
"в аэропорту чудик написал телеграмму жене: «приземлились. ветка сирени упала на грудь, милая груша, меня не забудь. васятка».
телеграфистка, строгая, сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила:
— составьте иначе. вы взрослый человек, не в детсаде.
— почему? — спросил чудик. — я ей всегда так пишу в письмах. это же моя жена! вы, наверное, подумали.…
— в письмах можете писать что угодно, а телеграмма — это вид связи. это открытый текст. чудик переписал: «приземлились. все в порядке. васятка». телеграфистка сама исправила два слова: «приземлились» и « васятка». стало: «долетели», «василий».
— вы что, космонавт, что ли?
— ну ладно, — сказал чудик. — пусть так будет."
На деревьях птички вьют гнездо.
в воздухе- е окончание, предложный падеж
В воздухе веет приятный аромат.
в лесу- у окончание, падеж дательный
В лесу живет много птичек, зверей и насекомых.
Тишина- а оканчание, именительный или винительный( смотря чем в предложении являеться)
в лесу настала мертвая тишина.
Рыбой- ой окончание, творительный падеж.
Рыбой кормят собак и кошек.
в стороже, е окончание, падеж предложный.
в стороже стоят несколько человек.
над гаризонтом- ом оканчание, творительный падеж.
над горизонтом летают птички.
на площади- и окончание, творительный падеж.
На площади в день города много людей
клювом- ом оканчание, творительный падеж
Клювом птички переносят пищу своим детёнышам.
до ветки орешника- а оканчание, родительный падеж,
До ветки орешника дошли мальчики во время похода в лес!