1. Распределите частицы по разрядам: именно, разве, бы, пусть, не, неужели, давай, ни, пускай, вон.
2. Укажите предложения, в которых есть частицы. Частицы подчеркните.
А) Мал золотник, да дорог.
Б) Да говорите быстрее!
В) Вот пошёл он в лес и заблудился.
3. Запишите два устойчивых сочетания, которые пишутся с частицей НИ и не разделяются запятой.
4. Закончите предложения:
А) Материал недорогой, а
Б) Материал не дорогой, а
5. Закончите предложения:
А) Кто не прочитает эту книгу,
Б) Кто ни прочитает эту книгу,
6. В каких случаях следует писать частицу НИ? Запишите соответствующие цифры.
Какую бы профессию в своей жизни вы н(1) избрали, словари во что бы то н(2) стало должны стать вашими Ведь н(3) одна книга н(4) несёт в себе столько сведений, как она.
7. Составьте и запишите два предложения, употребив выражения: не что иное, как; ничто иное …не.
А)
Б)
8. Раскройте скобки, объясните слитное или раздельное написание НЕ с разными частями речи.
Это был совсем (не)продуманный поступок. (Не)изданная при жизни писателя рукопись была найдена. (Не)истово волны бились о берег. Мы шли тихо по полевой (не)проторённой дороге. Теорема (не)доказана. Далеко (не)лёгкое дело необходимо выполнить в срок. Я пришёл (не) в пять часов, а раньше. (Не)жаль мне лет, растраченных напрасно. (Не)взирая на опасность, мы отправились искать пещеры. Он (не)готов к выполнению этого поручения.
9. НЕ или НИ? Вставьте пропущенные буквы.
1. Н… пылит дорога, н… дрожат листы.
2. Путешественники н… могли н… заметить ухудшения погоды.
3. Н… птицы в небе нет, н… облачка.
4. Н… слышно н… звука, н… шороха.
5. Кто только н… бывал у Толстого в гостях!
6. Кто н… взглянет на Машино рукоделие, всякий залюбуется.
7. Куда н… поеду, всюду встречаю друзей.
10. Выполните морфологический разбор частицы из данного предложения:
Вот приходит осень с цепью клёнов голых.
2. Моря наступали, сложноподчинённое предложение (СПП) : которые размывали и разрушали
3. Вулканы извергали, которая покрывала - СПП, осложнено деепричастным оборотом- до неузнаваемости изменяя лик Земли, перед ДО нужна запятая
4. Ветры развеивали, и они накапливались - сложносочинённое предл-ие (ССП), осложнено деепричастным оборотом - перенося и отлагая толщи песков
5. геология изучает, шар претерпел - СПП
6. геология выясняет, моря и суша были - СПП
7. Она изучает, извержения происходили - СПП
8. интересует - односоставное, безличное, было и было - безличные, однородные придаточные - СПП
9. ясно - безличное, бессоюзное сложное, геология понять - перед геология нужно ставить двоеточие.
Например, он небольшого роста , зато красивый (=он небольшого роста, но красив).
В омонимичных сочетаниях частицы "же" и "бы" можно опустить или переставить в другое место. В таких сочетаниях на местоимение всегда падает логическое ударение. Например, тоже слово, да не так молвить. (то слово, да не так молвить). В сочетании "за то" всегда следует уточнение "за что". (Я благодарен ему за то (за что именно), что он мне подарил книгу)
Наречия отличаются от союзов тем, что наречия в предложении чаще всегда относится к глаголу (чуть блестит), иногда к прилагательному (весьма значительный), другому наречию (едва заметно), числительному (приблизительно три) или существительному.