1. Прочитайте текст, выполните задания. 1.1. Составьте вопросы к тексту по «Ромашке Блума»:
1.2. Проанализируйте текст с точки зрения языка. Каким образом языковые средства воздействуют на читателя? Как демонстрируют отношение автора к раскрываемой проблеме? Приведите примеры из текста.
Задание 2. Создайте интеллект-карту текста, в которую вставьте короткие комментарии по основным идеям текста, картинки, ссылки на дополнительные ресурсы в интернете. Используйте в карте аббревиатуру, например СМИ, АЭС и др.
Текст
Осмысливая современную экологическую ситуацию на Земле – следствие производственной деятельности человека, можно утверждать, что во всех областях человеческого воздействия, точках приложения его рук, силы и воли, наносится урон, чаще всего невосполнимый и необратимый. Все нынешние экологические тупики упираются в одно: тут приложил своё умение и светлую голову человек. Распашка целинных земель и применение химикатов привели к оскудению и выветриванию почв. Мелиорация – к изменению климата. Орошение – к обмелению рек и морей. Развитие промышленности – к загрязнению среды. Космические испытания, бесконечные полёты повлияли на озоновый слой планеты, и, как недавно сообщили нам средства массовой информации, над Южным полюсом обнаружилась в этом слое «озоновая дыра». Надо бы «взять за шиворот» современных распустившихся экспериментаторов и спросить, чем они заштопают свои озоновые и прочие прорехи. Вместо того чтобы лечить жизненные болячки, прислушиваться к здравому смыслу, затоптанному сапогами технического прогресса, мы взялись лечить результаты жизненных аномалий. Так, мы изучаем причины роста числа заболеваний их лечения, но в то же время увеличиваем выброс в атмосферу промышленных отходов. Становится нечем дышать в городах, исчезают некоторые виды животных, растений. На смену им приходят то неизлечимые болезни, то смертельно жалящие пчёлы, выведенные в лабораториях. Во всех бедах нашего времени – общественных ли, экологических ли – видится одна причина: затоптан в грязь, забыт здравый смысл. Природа мстит за себя, обороняется, и милосердие природы состоит в том, что воюет она медленно. Даёт возможность подумать и остановиться. А не гнать птицу-тройку – в никуда. Вглядитесь повнимательней в окружающую жизнь и в самих себя! Мы употребляем искусственную пищу, слушаем синтетическую электронную музыку, наши настроения находятся в зависимости от печати или телевидения. Мы привыкли к песням из нескольких слов, а классику воспринимаем через шлягеры на стихи гениев или на темы вечных книг. Мы даже поиск друзей не ведём с собственных оценок, а передоверили его роботам «службы знакомств» в Интернете наши души!» - вслед за поэтом скажем мы. А может быть, «гомосапиенс» есть существо инопланетное, которое подрядилось уничтожить всё на Земле и, оставив неприкосновенной свою особу, улетит на другую планету?
По меткому определению видного лингвиста в. а. богородицкого, предлоги - это «словечки отношений» . такое определение полностью соответствует роли, отводимой в языке предлогам. они наравне с окончаниями участвуют в установлении отношений между словами. это точное определение. предлоги действительно устанавливают отношения между словами. например, возьмём три слова – глагол и два существительных: лежит, книга и стол. какие сейчас у этих слов отношения? никаких! они – словно незнакомые люди: стоят рядом друг с другом, но между собой не общаются. но приходят предлоги и знакомят их. вот тут-то и начинается общение, возникают отношения: книга лежит возле стола. книга лежит на столе. книга лежит под столом. в этих предложениях предлоги показывают пространственные отношения между предметами: книга лежит то сверху стола, то снизу, то около него. а ещё предлоги умеют показывать временные, количественные отношения, указывают на причины связи. многие отношения между предметами и явлениями определяют предлоги, все их не перечислишь. и сами предлоги перечислить невозможно: ведь учёные насчитали в языке около 200 предлогов! но для нас важнее другое: на какие бы отношения предлоги не указывали, они при этом изменяют слова по падежам, связывая слова в словосочетаниях и предложениях. конечно же, предлоги - удивительная часть речи! их необходимо изучать, иначе мы никогда не узнаем самое важное о предлогах - предлоги со словами всегда пишутся раздельно.
Во время воин и испытаний народных люди часто совершают героические, самоотверженные поступки, которые мы называем подвигами. в мирное время тоже есть место подвигам. я считаю, что люди, работающие с , и сами инвалиды совершают подвиги каждый день. к сожалению, жизнь инвалидов в наше время трудна. такие проблемы, как недостаток спецприспособлений для передвижения, сложность получения образования, недостаток рабочих мест, небольшие денежные пособия, лишают инвалидов возможности вести полноценный образ жизни и изолируют их от общества, оставляя один на один со своим несчастьем. каждый день эти люди сталкиваются с множеством проблем, с непониманием, и они преодолевают их. это уже можно считать подвигом. также я думаю, что героем можно назвать мать-одиночку, которая каждый день совершает подвиг: справляется со всеми трудностями, поднимает себя с постели в 6 утра и работает на двух работах, чтобы прокормить своего ребенка. или врачей, которые каждый день спасают людям жизни. подвиг - это мужество, ответственность, умение постоять за себя, за любимых людей и за страну. настоящие герои - это ветераны великой отечественной войны. подвиг - это когда родители не отказываются от безнадёжно больного ребёнка. когда люди берут из приюта совершенно чужого малыша, растят, заботятся, любят его как родного. когда увидев на улице грязного замерзшего котенка не оставляете его там, а берете его себе. человек жив памятью – пока есть память, есть жизнь на земле. и в этой жизни есть место высокому и низменному, добру и злу, предательству и подвигу. и как утверждал наш великий писатель а.м.горький: « в жизни всегда есть место подвигу». и наиболее часто место это находится в самое трудное время, в лихую годину испытаний.