1. Прочитайте текст. Сформулируйте основную мысль текста. 2. Найдите в тексте предложения с обращениями и объясните постановку знаков препинания при обращении.
3. Найти и подчеркнуть в тексте побудительные и вопросительные предложения.
4. Составить простой план.
Легенда о материнской любви.
У матери был единственный сын. Души в нём мать не чаяла. Вырос сын и женился на девушке невиданной красоты. Привёл молодую жену в дом. Невзлюбила молодая жена свекровь, сказала мужу: “Пусть не заходит мать в хату, посели её в сарай”.Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать из тёмного сарая.
Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу: “Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне”. Не дрогнуло сердце сыновнее. Говорит он матери: “Пойдёмте, мама, покупаемся в реке”. Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: “Что ты, мама, спотыкаешься? Почему не смотришь под ноги? Так мы до вечера будем идти к реке”.
Пришли, разделись, искупались. Пошёл сын с матерью в дубраву, наломал сухих сучьев, разжёг костер, убил мать, вынул из груди сердце. Положил на раскалённые угли. Вспыхнул сучок, треснул, полетел уголёк, ударил и лицо сыну, обжёг. Вскрикнул сын, закрыл ладонью обожжённое место. Встрепенулось сердце материнское, горящее на медленном огне Сыночек мой родной, тебе больно? Сорви листок подорожника, вот растёт у костра, приложи к обожжённому месту, к листу подорожника приложи сердце материнское.… Потом в огонь положишь”.
Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце в ладонь, вложил его в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так горячо и преданно, как родная мать.
И столь огромной была материнская любовь, столь глубоким было желание материнского сердца видеть сына счастливым, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице. Пошли они с матерью в степь и стали двумя высокими курганами.
Мне самой нравится ...(расскажи что тебе нравится делать на этом уроке, например, если русский язык, то разбирать слова и предложения по составу, узанвать о происхождении слов в русском языке, выстраивать из отдельных слов красивые законченные фразы) . Я ...(например пишу сочинения) с удовольствием. Я легко запоминаю ...и ...(правила, например) . Я с увлечением ...(например, подбираю синонимы и атонимы к словам) . Этому нас учит ...Он (а) прекрасный учитель. Его (ее) уроки похожи на интересную игру. Мне ...любит давать задания повышенной сложности (это можно не писать) . Я привыкла добиватся результата и не отступаю, пока не выполню задание правильно.
Наш(а) учитель(ница) высоко оценивает мои по своему предмету. Родители одобряют мое увлечение этим уроком и гордятся моими успехами.
Я серьезно интересуюсь (и все в таком духе)...(какой там у тебя предмет?) . Думаю, что моя будущая профессия будет связана с ним. Я хочу понять все тонкости этого непростого предмета↓↑
Художественный текст со сложными предложениями
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе.
КАМЕНЬ(1) Видали ли вы старый серый камень на морском прибрежье, когда в него, в час прилива, в солнечный веселый день, со всех сторон бьют живые волны — бьют и играют и ластятся к нему — и обливают его мшистую голову рассыпчатым жемчугом блестящей пены?
(2) Камень остается тем же камнем — но по хмурой его поверхности выступают яркие цвета. (3) Они свидетельствуют о том далеком времени, когда только что начинал твердеть расплавленный гранит и весь горел огнистыми цветами.
(4) Так и на мое старое сердце недавно со всех сторон нахлынули молодые женские души — и под их ласкающим прикосновением зарделось оно уже давно поблекшими красками, следами бывалого огня!
(5) Волны отхлынули... но краски еще не потускнели — хоть и сушит их резкий ветер.
Май, 1879
1-е предложение сложное (с подчинительной связью: союз когда, придаточное изъяснительное),
так как содержит 2 грамматических основы:
1) вы видали; 2) волны бьют (и) обливают.
2-е предложение сложное (с сочинительной связью: союз но),
так как есть 2 грамматических основы:
1) камень остаётся; 2) цвета выступают.
3-е предложение сложное (с подчинительной связью: союз когда, придаточное определительное),
так как есть 2 грамматических основы:
1) они свидетельствуют; 2) гранит начинал твердеть (и) горел.
4-е предложение сложное (с сочинительной связью: союз и),
так как есть 2 грамматических основы:
1) души нахлынули; 2) оно зарделось.
5-е предложение сложное (с сочинительной связью и подчинительной связью: союзы но, хоть и), так как есть 3 грамматических основы:
1) волны отхлынули; 2) краски не потускнели; 3) ветер сушит.