1) Прочитайте текст. Какую мысль стремится донести автор до читателя, какие формы речи он использует? Махотка
Загостилась Иринка в лесной деревеньке у дедушки и домой не собирается. А тут ещё радость: у кошки котёнок родился. Как уедешь?
– Дедушка, погляди-ка, чёрненький весь, а за ухом жёлтое пятнышко.
– Не к поре‚ – покачал головой дед, – Зима скоро, а
он ишь какой махонький.
– Не махонький, а Махотка, – сказала Иринка
– Ну, Махотка так Махотка‚ – согласился дед.
Мороз стёкла заковал, все щели в доме прощупал, а Махотке за печкой тепло.
Всё бы ладно, да как-то кошка Мурка покормила Махотку, полизала, помурлыкала над ней, ушла из дому и больше не вернулась. Плохо стало Махотке, есть хочется. Выползла она из-за печки, таращит узкие глаза и к себе зовёт. Иринка подставила ей баночку с молоком. Махотка ткнулась в него и стала лакать помаленьку.
За печку спать она не пошла, а Иринкину тапочку облюбовала. Заберётся в неё и свернётся клубком. А как подросла, по всему дому стала бегать и лазить везде. Вцепится в край салфетки, повиснет и раскачивается, как на качелях. Найдёт горошину – и ну её по полу гонять. Озорница.
Больше всего нравилось Махотке телевизор смотреть, особенно футбол или хоккей. Заберётся на стул, сядет на самый краешек, глазами за мячом или шайбой следит, лапу наготове держит.
– Бей, Махотка, бей! – шутит дедушка и ногой топает.
Даже забыл, что ноги у него больные, ходят плохо, за порог задевают.
– Дедушка, а зачем это Махотка всё косяк скребёт?
– Коготки точит, – сказал дед.
– А кто научил?
– Сама всё умеет.
– Я тоже сама всё хочу уметь: печку топить, чай кипятить и пол мести.
Не нарадуется дед на внучку, не налюбуется.
Заиграло весеннее солнышко. За окнами воробьи чирикают.
– Хорошо нам втроём-то, – говорит Иринке дедушка, – да ведь уедешь скоро...
– Не горюй, – отвечает она, – мы никогда не расстанемся. Всю жизнь будем вместе. Я и к маме без тебя да без Махотки ни за что не поеду. (Е.П. Прокофьева)
2) Поделитесь своими впечатлениями от рассказа Е.П. Прокофьевой (5-7 предложений). Какую форму речи вы использовали?
3) Прочитайте текст. Согласны ли вы с мнением автора о роли книги в жизни человека (ответьте письменно на этот вопрос)?
«Книга — окно в мир. Откроешь страницу, другую — раздвинутся стены комнаты, станет видно далеко — далеко; услышишь голоса тех, кто жил давным - давно... Ничто по могуществу не может сравнится с книгой, терпеливо ждущей тебя на полке. Протяни руку — и книга заговорит о том, что тебе предстоит узнать. Книга радуется и печалится вместе с тобой, она — надежный друг, верный товарищ... Потрогаем пальцами гладкий книжный корешок, спросим: Откуда взялось печатное творение? Кто его придумал? Давно ли? И какой была самая первая книга?
4) Какую форму речи использовал автор?
Собрались 3 работника завода после работы, в баре.
Х- Христофор, У - Уинслоу, Й - Йоганн.
Х: Здравствуйте, коллеги!
У: И тебе не хворать
Й: Привет, Христофор
Х: Вы не против, если я с вами посижу?
Й: Конечно нет, присаживайся
Х: Как у вас дела?
У: Отлично, сегодня ездили с сыном на рыбалку, поймали сома.
Й: А я вот сегодня с женой поругался, плохо
Х: Эх, Йоганн, зря ты женился. Мы вот с Уинслоу холостяки и можем делать что хотим и когда хотим.
У: Это точно!
Й: Не поймёте вы меня, пока не женитесь.
Х: Чтож ребята, мне пора, муж зовёт. Надеюсь завтра снова увидимся, пока!
У: Удачи тебе!
Й: Пока, Христофор!
1) Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату. 2) Я несколько раз просыпался ночью, боясь проспать утро и в шестом часу был уже на ногах. 3) вдруг Касьян вздрогнул и умолк, пристально вглядываясь в чащу леса. 4) Мальчики шли вдвоём, громко переговариваясь, нo, войдя в лес, умолкли. 5) Охота в заповедниках, согласно принятым постановлениям, запрещена. 6) Егорушка вынырнул из воды, и, фыркая, пуская пузыри, открыл глаза. 7) Семёнов, не останавливаясь и не оглядываясь, шёл большими шагами.
Объяснение: