1. Прочитайте текст и выполните задания. Величайшее3 богатство народа — его язык! Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна3 та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость...
Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих3 отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков. Издание русских пословиц, собранных на протяжении нескольких десятилетий века диалектологом и писателем В. И. Далем, послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной3 культуры, великого и могучего языка нашего. (По М. А. Шолохову)
1. Найдите в тексте прилагательные, относящиеся к разным разрядам.
2. Из первого абзаца выпишите словосочетания «прилаг. + сущ.», укажите род, число и падеж прилагательного.
3. Найдите случаи использования прилагательного в роли определения и в роли сказуемого (определите тип сказуемого).
4. Сделайте морфологический разбор указанных слов.
2. Укажите суффиксы и окончания в словах. Употребите прилагательные в форме Р. п., ед. и мн. ч. в составе словосочетаний.
Горячий, телячий, девичий, полковничий, свежий, чиновничий, весенний, птичий, разбойничий, синий, рыбий, барсучий, громкий.
3.От данных существительных образуйте словосочетания «прилага-тельное + существительное». Выделите суффиксы прилагательных. Образец: бескозырка матроса – матросская бескозырка.
Рабочие Петрограда; восстание стрельцов; комитет бедняков; тётушка из Рязани; король Пруссии; крепость в Бресте; предприятия Гомеля; корабль из Кронштадта; решение депутата; школы в Хойниках и Милославичах; бескозырка матроса; орехи из Греции; товары из Турции; положение, в которое попадают дураки; труд бурлака; клуб библиофилов; уединение в монастыре; праздники в январе; песня ямщика; морорзы в декабре; воротник из песца; вода из ключа; перчатки из замши; маршрут по кольцу; флаг из кумача; платье из парчи; клык у моржа; варенье из груши и сливы; заросли из камыша; компот из алычи; печать из сургуча; проволока из алюминия; покупки за гроши; крик кукушки; шаг старушки; погоны лейтенанта; воззвание пацифистов; возглас дилетанта; обязанности адъютанта; курьер из почтамта; выход в свет; шапка черкеса; лодка эскимоса; приход аббата; бледное лицо; совет при Президенте.
Своей жизни без спорта я просто не представляю. Мое утро начинается с утренней зарядки, которая дает мне заряд бодрости на весь день. В течение учебной недели в школьном расписании предусмотрены уроки физкультуры три раза в неделю, на которых мы сдаем различные спортивные нормативы и осваиваем игровые виды спорта - волейбол, баскетбол, футбол. После школьных занятий я всегда занимался различными видами спорта – тхеквондо, баскетболом, настольным теннисом. Всегда принимаю участие в спортивных соревнованиях, которые проводятся в школе, спортивных секциях и кружках, а также лагерях отдыха. Последние четыре года я занимаюсь плаваньем. За это время я освоил различные стили плаванья: кроль, брасс, баттерфляй. Сейчас готовлюсь к сдаче нормативов на 1 юношеский разряд по плаванью. Занимаясь различными видами спорта и участвуя в соревнованиях я приобретаю определенные спортивные навыки, уверенность в себе, укрепляю свое здоровье, воспитываю силу воли и волю к победе, знакомлюсь с новыми интересными людьми, с которыми теперь часто общаюсь.
Я очень хотела иметь собаку. И вот моя мечта сбылась: на день рождения мне подарили маленького щеночка. Сейчас моей Дине уже пять месяцев. К своей кличке Дина привыкла в течение трех дней. За эти месяцы мы научили нашу любимицу многим командам. Все команды Дина выполняет очень быстро, и я немедленно даю ей печенье или небольшие кусочки мяса как награду за послушание. Приучать же ее к прекращению нежелательных действий по команде «фу!» приходится постоянно, так как она часто бегает за маленькими детьми или чужими людьми. За это время у нас было много смешных случаев, которые подтверждают, что собаки – очень умные животные. Вот один из них. Как-то бабушка делала в доме генеральную уборку и вытряхивала на крылечке покрывала. Дина взяла свои постельные принадлежности и принесла бабушке на крыльцо, чтобы бабушка вытряхнула и их. Мы долго смеялись и одновременно гордились собачьим умом и сообразительностью. Мы все очень рады, что у нас в доме есть такое живое чудо!