1. Прочитайте предложения и подчеркните в них грамматические основы.
1) Торговец был рад избавиться от пыльной кучи, за десять лет сумевшей обратиться из редких
книг в никому не нужную макулатуру. (А. Битов) 2) После этого отец с братом попрощались с
гостями и спешно ушли.3) Так или иначе, мне пришлось переместиться на место задних ног
лошади. (Ф. Искандер) 4) Большинство его прежних друзей не встречались Николаю Андре-
евичу в течение десятилетий (В. Гроссман) 5) Но всё же конец года неумолимо приближался.
6) В комнате, впрочем, почти не стало светлее. (М. Алданов) 7) Каждый из присутствующих пе-
реживал острое отчуждение и одиночество. (Л. Улицкая) 8) Туристы окружили камень и начали
жадно его фотографировать. (С. Довлатов) 9) Две девчонки выскочили посмотреть на собаку и
стали кормить её остатками печенья. 10) Дедушка с внуком отправились в магазин покупать
новую игрушку.
2. Прочитайте предложения и подчеркните в них грамматические основы. Как вы думае-
те, почему в одних предложениях инфинитив является частью сказуемого, а в других −
второстепенным членом предложения?
1) Меня по профессор рассказать что-нибудь из деревенской жизни в применении к го-
родской. (В. Шукшин) 2) Я как-то с утра начала на балконе возиться с дровишками. (А. Волос)
3) Он опять принялся мерять полосатую дорожку–до двери и назад. (В. Быков) 4) Мария Андре-
евна принесла новую книгу и потребовала читать вслух. 5) Готлиб не мог не помнить о неза-
видной судьбе многих своих предшественников (В. Быков) 6) Он полез на чердак, достал из дя-
дюшкиного хлама спутавшиеся старые снасти, наладил их и отправился на карьер ловить рыбу.
(А. Варламов) 7) Он перестал смотреть на дорогу и повернулся ко мне. (А. Геласимов) 8) Оля
всё лето Агренева привезти ей книг (Б. Пильняк) 9) Перед отъездом Гребенщиков за-
ставил осмотреть его коллекцию жуков. (Д. Гранин) 10) Шурик был рад вспомнить время (А. Иличевский)
1.Сделать графический разбор предложения: выделить грамматическую основу, указать выражения подлежащего, тип сказуемого и его выражения; подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать их разряды и выражения.
2.Указать вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
3.Определить вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
4.Указать тип предложения по количеству главных членов (двусотавное или односоставное); для односоставных предложений определить разновидность (определённо-личное, неопределённо-личное, безличное, назывное).
5.Охарактеризовать предложение по наличию-отсутствию второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).
6.Охарактеризовать предложение с точки зрения наличия-отсутствия структурно необходимых членов предложения (полное или неполное); если неполное, указать, какой член предложения пропущен.
7.Указать, является предложение осложнённым (чем осложнено: однородными, обособленными членами предложения, вводными словами, обращениями) или неосложнённым.