1. Прочитайте письмо и дневник космонавтов. Какова тема текстов? Обоснуйте своё мнение. Текст 1. Текст 2. Дорогие ребята! 4 сентября Человек полетел в космос. Какое это Доброе утро, мои земляне, зем- замечательное событие! Всю свою исто- ляки! На Земле мечтал о космосе, в рию человек с надеждой всматривался космосе снится Земля. в звёздное небо. Но знаете ли вы, зачем Вывел Космическую станцию на так стремиться в космос? орбиту. Приступил к выполнению Во-первых, космос даёт нам понима- эксперимента Дастархан-6. Буду ние многих процессов, которые происхо- есть первое блюдо — мясо по-казах- дят на планете Земля. ски в сублимированном виде. Во-вторых, в космосе нет границ, и 5 сентября люди учатся сотрудничать, преодолевать Изучаю системы жизнеобеспе- разногласия. Работа на одной космиче- чения станции. Готовлю скафандр ской станции делает коллектив дружным. для выхода в открытый космос. В-третьих, возможно, в недалёком бу- 6 сентября дущем человек сможет жить на других Здесь, в бескрайнем космосе, ис- планетах, в других Галактиках. Ведь ре- сурсы нашей планеты не безграничны. следую вопрос: Может ли человек Станьте, ребята, такими же смелыми, долго находиться в невесомости? как космонавты! Овладевайте знания- 7 сентября ми! От всего сердца приветствую ваше Пять суток . Лечу. Полёт стремление усердно учиться и совершать нормальный! добрые дела. Лётчик-космонавт, Лётчик-космонавт, Герой Советского Союза Народный Герой Казахстана Юрий Гагарин Айдын Аимбетов Озаглавьте тексты в соответствии с темой. Отражена ли основная мысль в заголовке или только тема? Передайте основную мысль каждого текста одним предложением. 2. Сравните тексты. Заполните таблицу в тетради. Сделайте письменно вывод О сходстве и различии текстов. Текст 2 Текст 1 Тема Основная мысль Композиция Тип речи Новые слова в тексте Жанр 79
Неопределённые местоимения указывают на: неопределённый предмет: кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кое-кто, некто; что-то, что-нибудь, что-либо, кое-что, нечто; неопределённый признак: какой-то, какой-нибудь, какой-либо, кое-какой, некоторый, некий; неопределённое количество: сколько-то, сколько-нибудь, сколько-либо, несколько. Слова, не называющие, но указывающие на время действия (когда-то), место (где-нибудь), причину (почему-то), цель (зачем-то), образ действия (как-нибудь) одни лингвисты относят к наречиям (учебники М.Т. Баранова и М.М. Разумовской), а другие – к местоимениям (учебник В.В. Бабайцевой).
ВВопросительные местоимения указывают на предметы, признаки и количество, не известные говорящему. К вопросительным местоимениям относятся местоимения: кто, что, какой, который, каковой, чей, кой и сколько. Эти местоимения используются в вопросительном предложении. — А кой тебе годик? — «Шестой миновал... Ну, мёртвая!» — крикнул малюточка басом... (Н. А. Некрасов) Что день грядущий нам готовит? Местоимения кто и что обычно разграничиваются по отношению к категории одушевлённости, но в контексте могут встречаться противоречия. — Ну, а сам господин Базаров, собственно, что такое? (И. С. Тургенев) Что это, тень или человек? Местоимения какой и каковой разграничиваются стилистически. Местоимение какой является стилистически нейтральным, в предложении может быть согласованным определением или именной частью составного именного сказуемого. Какие цветы вы любите? Какой он? Местоимение каковой имеет краткую форму — каков, употребляется только в роли именной части составного именного сказуемого и носит книжный характер с повышенной оценочностью. Каковы ваши планы? Иногда местоимения каков и какой могут использоваться в восклицательном предложении. В этом случае они выступают в роли частиц. Какой ужас! Каков сынок! (= Что за сынок!) Местоимение который используется только в вопросительном предложении, где идёт речь о порядке предметов в числовом ряду, и в обороте: «Который час?». При местоимения чей задаётся вопрос о принадлежности лица или предмета. По соотношению с другими частями речи вопросительные местоимения делятся на местоимения-существительные, местоимения-прилагательные и местоимения-числительные.