1. Прочитайте миниатюру и определите жанр. Обоснуйте выбор жанра. Твердый характер
Однажды Петя услышал, как кто-то сказал ему: «У тебя, Петя, твердый характер». Ничего не ответил Петя, но удивился. Как характер может быть твердым? Допустим, твердой может быть земля, камень твердый, макароны твердые, если не доварить их. Но характер…
Уселся Петя на диван и задумался. Если что-то твердое, то, значит, мы это можем пощупать. А как пощупаешь характер? Вот странность!
Наконец, Петя дождался, когда с работы пришел папа.
-Папа, разве характер можно пощупать?- спросил он.- И, тем не менее, мне сказали, что у меня твердый характер.
Папа только засмеялся.
-Дело в том, что слово «твердый» употребили здесь в переносном значении. Это значит, что твой характер напоминает что-то твердое.
-И все-таки, какой характер называют твердым?
2. ответьте на вопрос, который папа задал Пете
3. Прочитайте, что еще папа сказал Пете:
- Очень часто слова, которыми мы описываем человека, употреблены в переносном значении. Например, когда мы говорим о «золотых руках», мы имеем в виду вовсе не руки, сделанные из золота, а трудолюбивые, умелые руки. А когда мы говорим «васильковые глаза», то понимаем под ними вовсе не глаза, сделанные из васильков, а глаза василькового, то есть синего, цвета. А когда мы ведем беседу о том, что на улице седой туман, то имеем в виду белый, напоминающий седину туман.
Какие слова употреблены в переносном значении? Составьте с ними предложения.
4. Отправились папа с Петей на прогулку. И снова они повстречались со словами в переносном значении! Дополните пустые места в диалоге папы и Пети.
Папа: - Смотри, сынок, как река поет! Недаром вчера хороший дождик.
Петя: - Разве река поет? Ах, да, это слово же употреблено в переносном значении! Я понял: Поет – это значит….
Папа:- А вот там, вдали, виднеется луг. Недаром про него говорят, что там море цветов. А почему, как ты думаешь, когда много цветов, говорят, что их море?
Петя:
Папа: -А на небе горит закат. Горит… И снова слово в переносном значении. Конечно же , закат не горит огнем и дым от него не идет.
5. Очень часто слова в переносном значении используют поэты и писатели, описывая природу. Это делается специально для того, чтобы слова и образы становились красивее, ярче, выразительнее. Подберите 5-10 примеров употребления слова в переносном значении из любых литературных произведений. Выпишите эти слова в контексте, чтобы понятен был смысл.
6. Составьте предложения со следующими выражениями:
ветер бродит
ели плачут
золотая пшеница
Нарисуйте на отдельном листе одно из этих словосочетаний, как вы бы их поняли в прямом смысле.
На картине «Первый снег» изображены дети. Они испытывают светлую радость, наблюдая за чистыми кружевными снежинками, которые плавно опускаются на землю. У девочки закрыты глаза: она наслаждается каждым мгновением, вдыхая морозный воздух. Позади нее стоит мальчик, который приятно удивлён и по-детски рад.
Возле калитки растут стройная березка и низкий куст. Они уже приготовились к зиме и холодным стужам.
Соседские дома укутались в белоснежную шаль, грязные дороги спрятались под белой скатертью, улица запорошена снегом. Но снег все равно продолжает падать с серо-фиолетовых небес. Теперь вся деревня будет покрыта блестящим, мраморно-белым ковром.
«Каким несравненным и радостным бывает первый снег!» - можно прочитать в картине Пластова.
__
**чуток отредактировала.