1. Поставьте недостающие знаки препинания, помня о тире между под- пежащим и сказуемым, о знаках препинания в неполных предложениях, между однородными членами, в бессоюзных сложных и сложносо- чиненных предложениях. Укажите причину выбора знаков препинания. 2. Подчеркнуть и выделить части речи.
Перья скрипят, сверчок кричит.
лето, и наступила осень.
Все сидят в зале, никто не уходит.
Пусть он уедет отсюда, или я уеду!
Мы посидим в тени, и ты успокоишься.
Потом всё перепуталось, и я задремал.
Вдруг я увидел бруснику - она была мороженая.
Одни собаки яростно лаяли, другие - начали жалобно выть.
Кто произнес эти слова? Он, или мне только послышалось?
От их крика в ушах его стоит звон, душой овладевает ужас.
Причины знать тебе не нужно, и я их не скажу.
Тетке жутко было оставаться в потемках, и она пошла за ним.
Мы сначала спускались по ровному и пологому склону, потом мало-помалу стали обрисовываться края долины.
Молнии прорезывали темные тучи огненными стрелами, сильные удары грома сотрясали воздух, дождь шел еще сильнее.
Санки начинают бежать всё тише и тише, рёв ветра и жужжание полозьев не так уж слышны, дыханье перестает замирать, и мы наконец внизу.
Были страшны и луна, и тюрьма, и гвозди на заборе.
Горы тоже были окутаны не то туманом, не то дождевой пылью.
Он подошёл к Алёхину и стал пожимать ему то одну руку, то другую.
Поступать иначе - значит быть нерасчётливым.
Я не глуп и понимаю.
Она и смеялась, и плакала, и молилась.
Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.