1. Послушай чтение учителя. Узнай, почему комбайнёра назва ли мастером своего дела. Знаешь ли ты, люди каких профессий
выращивают хлеб? Назови.
Поле хлебное созрело, жатвa жаркая близка,
И комбайн берётся смело всё собрать до колоска.
Время он беречь умеет, хлеб пожнёт и в тот же миг
обмолотит и провеет, и нагрузит грузовик.
Повернётся руль проворный под уверенной рукой,
И опять польются зёрна золотой живой рекой.
Не ищите в этом тайны, не причём здесь волшебство -
Просто вёл штурвал комбайна мастер дела своего.
П. Синявский
а
• Выпиши словосочетания прилагательное + существительное.
Определи падеж имён прилагательных, используя алгоритм.
Обозначь окончания имён прилагательных.
Чтобы определить падеж имени прилагательного
в словосочетании или предложении, надо:
1. Найти имя существительное, к которому относится
имя прилагательное.
2. Определить падеж имени существительного.
3. По падежу имени существительного определить
падеж имени прилагательного.
Имена прилагательные изменяются по паде-
жам (склоняются). Они всегда стоят в том же падеже,
что и имена существительные, с которыми связаны.
60
Вася – сын судьи, уважаемого во всем городе человека, авторитет которого признают и местные богачи, и нищие бродяги. Судья – человек не бедный, его дети сыты, одеты, у них есть игрушки. О достатке говорит и большой сад с вкуснейшими крупными яблоками. Валек и Маруся же – «дети подземелья», они сами не знают, является ли Тыбурций их отцом, у них нет своего дома, они не имеют игрушек. У этих ребят не было детства, из-за бродяжьей жизни они вынуждены были рано повзрослеть.
Наверно, именно это объединило Васю с бедными детьми. В своей хорошей, зажиточной семье он чувствовал себя лишним и ненужным. От имени мальчика автор не раз говорит об отдалении Васи от отца после смерти матушки. О том, что ребенок не чувствовал себя любимым, в отличие от сестренки Сони, что его воспринимали дома как «дурного», не разрешая даже играть с сестрой. Поэтому мальчик нашел пристанище по душе в «дурном обществе» бродяг из подземелья.
Вася часто сравнивает отношение Валека к Тыбурцию с собственными отношениями с отцом. И эти размышления приводят его к выводу (на самом-то деле, наверное, неправильному): «Он меня не любит». Мальчик, который вроде бы и не нуждается ни в чем, понимает: у этих нищих детей есть то, чего нет у него, - любви и доверия со стороны отца.
В своей дружбе Валек, Маруся и Вася получают друг от друга то, чего им не хватает. Бедные дети подземелья радуются расположению к ним сына судьи, его желанию ведь у них нет друзей среди сверстников, они привыкли держаться своей, обособленной стаей. Вася же в новых друзьях видит семью, которой ему так не хватает дома.
Окно – один из многочисленных примеров того, как из слов можно извлечь исторические данные. Ведь слова иногда говорят о называемом ими предмете не меньше, нежели археологические находки.
Зачем же делали окно раньше, в эпоху общеславянского языкового единства, т. е. тогда, когда это слово возникло как значимая единица? Об этом четко и определенно говорит его этимологический состав. Сейчас это слово имеет непроизводную основу (окн-о) . Однако образовалось оно с суффикса – н– (< ън) от существительного око, обозначающего глаз, орган зрения, то, с чего мы видим.
Следовательно, исходная структура слова говорит нам, что окно первоначально было не отверстием для света и воздуха, а служило другим целям: оно делалось (кстати, как свидетельствуют археологи, вначале из щели между бревнами сруба) для того, чтобы можно было наблюдать, видеть то, что происходит вне дома. Поэтому оно и уподоблялось оку, т. е. глазу.