Впервые встречается в одной из басен легендарного баснописца Древней Греции Эзопа (VI век до н. э.):«Говорят, что лебеди поют перед смертью». Поэт имел в виду легенду, согласно которой лебеди, эти не- певчие, «молчащие» птицы, за несколько мгновений до смерти обретают голос, и это предсмертное пениелебедей удивительно красиво.
Выражение это употребляется в значении: последнее проявление таланта. Основанное на поверье, будтолебеди поют перед смертью, оно возникло еще в древности. Свидетельство об этом находится в одной избасен Эзопа (VI в. до н.э.): "Говорят, что лебеди поют перед смертью".
Впервые встречается в одной из басен легендарного баснописца Древней Греции Эзопа (VI век до н. э.) : «Говорят, что лебеди поют перед смертью» . Поэт имел в виду легенду, согласно которой лебеди, эти не- певчие, «молчащие» птицы, за несколько мгновений до смерти обретают голос, и это предсмертное пение лебедей удивительно красиво. Выражение использовал также известный древнегреческий драматург Эсхил (ок. 525—456 до н. э. ) в своей трагедии «Агамемнон» , героиня которой Клитемнестра сравнивает предсмертные слова Кассандры с криком лебедя-кликуна: «Та, которая, подобно лебедю, пропела свою последнюю жалобную, смертную песню» . В Древнем Риме этот образ был также очень популярен: известный оратор Цицерон в своем сочинении «Об ораторе» так пишет о речи, которую произнес Лициний Красе за мгновение до своей смерти: «Это было подобно лебединой песне» . После Цицерона это словосочетание в общепринятом понимании — «лебединая песня» — стало устойчивым. \' Преданием о последней «песне» лебедя заинтересовался и известный немецкий ученый-натуралист Альфред Эдмунд Брем (1829—1884). В своем 6-томном труде «Жизнь животных» он приводит свидетельства других натуралистов о лебеде-кликуне: «Голос его напоминает приятный звон серебряного колокола.. . Все, что говорится о песне умирающего лебедя, вовсе не выдумки, так как последние вздохи смертельно раненного лебедя вырываются у него в виде песни» . И Брем резюмирует: «По всем этим данным сказание о лебединой песне оказывается очень правдоподобным. Оно, очевидно, основано на действительности, но поэзия и сказки облекли ее в иную форму. Настоящим певцом умирающего лебедя назвать нельзя, но его последний вздох столь же мелодичен, как и всякий другой издаваемый им» (А. Э. Брем, Жизнь животных, т. VI, СПб. 1894). Употребляется: как синоним шедевра, вершины творчества или иного яркого, значимого для человека поступка, совершенного им в конце своей профессиональной карьеры.
певчие, «молчащие» птицы, за несколько мгновений до смерти обретают голос, и это предсмертное пениелебедей удивительно красиво.
Выражение это употребляется в значении: последнее проявление таланта. Основанное на поверье, будтолебеди поют перед смертью, оно возникло еще в древности. Свидетельство об этом находится в одной избасен Эзопа (VI в. до н.э.): "Говорят, что лебеди поют перед смертью".
певчие, «молчащие» птицы, за несколько мгновений до смерти обретают голос, и это предсмертное пение лебедей удивительно красиво.
Выражение использовал также известный древнегреческий драматург Эсхил (ок. 525—456 до н. э. ) в своей трагедии «Агамемнон» , героиня которой Клитемнестра сравнивает предсмертные слова Кассандры с криком лебедя-кликуна: «Та, которая, подобно лебедю, пропела свою последнюю жалобную, смертную песню» .
В Древнем Риме этот образ был также очень популярен: известный оратор Цицерон в своем сочинении «Об ораторе» так пишет о речи, которую произнес Лициний Красе за мгновение до своей смерти: «Это было подобно лебединой песне» .
После Цицерона это словосочетание в общепринятом понимании — «лебединая песня» — стало устойчивым. \'
Преданием о последней «песне» лебедя заинтересовался и известный немецкий ученый-натуралист Альфред Эдмунд Брем (1829—1884). В своем 6-томном труде «Жизнь животных» он приводит свидетельства других натуралистов о лебеде-кликуне: «Голос его напоминает приятный звон серебряного колокола.. . Все, что говорится о песне умирающего лебедя, вовсе не выдумки, так как последние вздохи смертельно раненного лебедя вырываются у него в виде песни» . И Брем резюмирует: «По всем этим данным сказание о лебединой песне оказывается очень правдоподобным. Оно, очевидно, основано на действительности, но поэзия и сказки облекли ее в иную форму. Настоящим певцом умирающего лебедя назвать нельзя, но его последний вздох столь же мелодичен, как и всякий другой издаваемый им» (А. Э. Брем, Жизнь животных, т. VI, СПб. 1894).
Употребляется: как синоним шедевра, вершины творчества или иного яркого, значимого для человека поступка, совершенного им в конце своей профессиональной карьеры.