1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
История эта (не)выдум..(н,нн)ая а пр..вдивая. Я (н..)кого (не)обман..ваю: ч..сы висевш..е (3) на стене пр..били тр..на..цать!
Старые(пр..старые) ч..сы доставши..ся отцу от прадеда служили верно (4). Ра(з/с) в го(д/т) отец ост..рожно снимал их со ст..ны и(з/с)вл..кая из футляра п..утину. Он прот..рал ч..сы и проч..щал гуси(н,нн)..м п..ром веш..л обратно и радос..но сиял. У меня была (много)летн..я пр..выч..ка: когда б..ют ч..сы, сч..тать удары. Однажды ч..сы пробили тр..на..цать.
Ты (не)ошиба..ш..ся Борис спраш..ва..т отец. Он подход..т к ч..сам в(з/с)б..рает..ся на (не)высокий табурет к..сает..ся какого(то) к..лёсика. Отец вн..мательно осматр..ва..т насте(н,нн)ые(2) ч..сы и пр..слушива..тся (к)ним. Тёмно(ж..лтый) маятник проделыва..т д..кови(н,нн)ые номера и отец пр..веш..вает гири: две б..л..шие и одну мал..н..кую. Отец отлич..ный мастер. Ч..сы наш.. снова точны.
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.
3. Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.
1. (В) течени.. болезни наметились улучшения.
2. Ты всегда имей это (в)виду.
3. По небу плывут облака (в)виде лошадок.
4. (В) продолжени.. повести появились новые персонажи.
4. Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
1) Мальчики быстро бежали к школе, девочки так(же) не отставала от них.
2) Я хотела бы купить то(же) платье , что и ты.
3) Всегда приходится отвечать за(то), что делаешь
4) Студенты готовились к пересдаче, что(бы) улучшить свои результаты.
5. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Досыта, приняла, понявший, черпая.
6. Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).
1) Прочитав книгу, она его впечатлила.
2) Встретимся под часами на платформе сразу по прибытию поезда.
3) Эту книгу, посвящённую войне, я прочитал ещё зимой.
4) Глядя на старые фотографии, он вспоминал свою молодость.
7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Дежурный рассказавший о происшествии вышел из комнаты.
2) Я увидел зеленеющий вдали сад.
3) На крутом берегу он увидел сотни сосен стоящих ровными рядами.
4) Шалаш был похож на слегка задремавшую птицу.
8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Отвечавшие на во ученики получили за работу на уроке оценки.
2) Рядом с дорогой он заметил дым от костра поднимавшийся высоко в небо.
3) Не говоря ни слова он подсел к долгожданному огню.
4) Узнав мою историю вы очень удивитесь друзья.
9. Определите и запишите основную мысль текста.
Текст 2
(1) Исполинские горы крепко запрятали нас от мира... (2) Иду осторожно. (3) Жмусь к стене. (4) Висну над сильно скошенным карнизом. (5) В самом узком месте опасность слишком близка.
(6) Кучум (собака) идёт легко, ни разу не натянул поводок.
(7) И вдруг... (8) Выступ отламывается, вместе с ним падает вниз головою Трофим. (9) Бросаюсь на Ловлю его за ногу, но удержать почти на весу не хватает сил. (11) Под ногами тает опора, и мы оба начинаем сползать к краю отвесного карниза... (12) Но в последний момент, когда нас уже готова была поглотить пропасть, меня что-то сильно потянуло назад, и этого оказалось достаточно, чтобы восстановить равновесие, Трофим успевает схватиться рукою за выступ.
(13) Расклиниваю ноги, прижимаюсь спиной к скале. (14) Трофим всё ещё виснет над провалом. (15) Только теперь вспоминаю про Кучума, привязанного своркой к моему поясу. (16) Собака, упершись лапами в камень и скрючив от натуги спину, всё ещё удерживается на поводке, хотя в этом уже нет надобности. (17) Верный мой Кучум! (18) Это он нас от гибели. (19) Удивительно, как не лопнул ремешок, соединяющий наши жизни!..
(20) Наконец-то мне удаётся оттащить Трофима от опасного места. (21) …Сразу трудно разобраться в том, что мы пережили за какую-нибудь минуту, а то и меньше.
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 8-10. Запишите ответ.
11. Как собаке удалось хозяина от гибели? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.
12. Определите и запишите лексическое значение слова «карниз» из предложения 4.
13. Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 16-17, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
14. Объясните значение пословицы «Сколько веревочке ни виться, а конец будет», запишите Ваше объяснение.
В тот день я с родителями пришел первый раз в школу для подачи документов. Сидя на скамейке, я читал какие то бумажки, которые завалялись у мамы в кармане. Услышав шаги, я оторвался от этого интересного занятия и увидел двоих взрослых людей, за которыми шел мальчик, такого же возраста как я. Мы друг друга увидели и начали рассматривать друг друга. Он был с взъерошенными каштановыми волосами, черными бровями и огромными голубыми глазами! Я очень захотел с ним подружиться. Так я узнал поближе этого человека. С тех пор мы стали очень хорошими друзьями.
Сейчас он почти не изменился: глаза его так же и остались невообразимо большими, а брови - черными и густыми. Лицо его имеет овалообразную форму, губы его всегда находятся в улыбке.
Не смотря на то, что он ходит в школу, он часто одевает не школьную форму, за что его часто ругают, но зато он очень умный, хотя и не зубрила.
Он очень доброжелательный и отзывчивый, всегда готов особенно если не знаешь как решить ту или иную задачу.
Он очень любит всех веселить, показывать миниатюры, в общем очень творческий человек.
Хотелось бы сказать в конце, этот мальчик очень подходит под свою внешность, его глаза всегда горят, щеки покрыты румянцем и всегда знаешь , что этот человек готов к приключениям и никогда тебя не бросит в трудную минуту!
Писала этот текст сама, так что если есть ошибки, извини
Портрет Ташкенбаева
1927
Тансыкбаев Урал (1904-1974), узбекский художник, один из основоположников современного изобразительного искусства Узбекистана.
По национальности казах. Родился в Ташкенте 1 (14) января 1904 в семье рабочего. В юности работал на винном заводе, затем, увлекшись рисованием, занимался в студии Н.В. Розанова при Музее искусств в Ташкенте (1924-1928) и Пензенском художественно-педагогическом техникуме (1928-1929) у И.С. Горюшкина-Сорокопудова. Побывав в Музее нового западного искусства в Москве, испытал сильное впечатление от французского постимпрессионизма. С 1930 жил преимущественно в Ташкенте.
В ранний период, до середины 1930-х годов, выступал как своего рода "узбекский Гоген", певец патриархальной первозданности, создавая звучные по локальному колориту картины и ритмически-плавные рисунки, поэтизирующие традиционный уклад местной жизни: серия монохромных рисунков сепией 1929 (Кузница, Музыканты и др.; Музей искусств Узбекистана, Ташкент), Кочевье, 1931, Музей искусств народов Востока (ГМИНВ), Москва. Его вещи этих лет близки символизму, а с другой стороны - фовизму (Полдень в саду, 1934; Узбек. Самарканд, 1934; и другие картины и листы из Музея искусств Каракалпакии имени И.В. Савицкого в Нукусе, где хранятся наиболее `неофициальные` вещи мастера). В Автопортрете (1935, там же) предстает в образе замкнутого в себе, настороженно-нервного "декадента