1. Орфоэпические нормы Задание. Расставьте во всех словах ударение. Выберите один из вариантов произношения, указанных в скобках. Если возможно несколько вариантов постановки ударения и произношения слова, укажите все.
Недоум[е, ѐ]нному двое[чн, шн]ику были предложены щавель, тефтели, жареная кета, ломоть запеченного гуся, несколько тортов с кр[е, э]мом, сливовый компот, гренки и творог. Пообедав, двое[чн, шн]ик погрузился было в дремоту, но решил почитать д[е, э]т[е, э]ктив.
Задание. Найдите ошибки, связанные с употреблением слов без учета их значения. Сделайте правку предложений.
1. Двадцать пять лет своей биографии она посвятила детям.
2. Бестселлером сезона стала новая стиральная машина «Макс».
3. Пейзаж города обогатился новыми зданиями.
4. Дефилируйте мимо контролеров с самым безразличным видом, и они не обратят на вас внимания.
Задание. Учитывая род существительных, составьте словосочетания «прилагательное + сущесвительное». При затруднениях обращайтесь к толковому словарю русского языка или словарю иностранных слов.
Образец: виски (неодуш.) –дорогое виски; задира (общий род) –неисправимый задира, неисправимая задираторнадо, ... цунами, ... толь, ... протеже, ... регби, ... ябеда, ...досье, ...кольраби, ...кашне, ... альпака.
Задание. Исправьте ошибки в употреблении падежных форм и предлогов. Запишите правильный вариант.
1. Курсанты уделяют внимание на записи во время лекций.
2. Согласно приказа начальника факультета курсант уехал в командировку.
3. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились.
Задание 1. Исправьте предложения, устранив плеонастичность высказывания.
1. Главным приоритетом в нашей работе является соблюдение дисциплины.
2. Любимое его занятие –дарить подарки на праздники.
3. Ничего не сказала рыбка, лишь хвостом своим она махнула и ушла в глубокую бездну морскую.
Найдите логические ошибки, объясните их и запишите исправленный вариант (Прим.: к логическим относятся ошибки, связанные с нарушением основных логических законов (закона тождества, закона достаточного основания и закона противоречия), а также с неправильной работой с понятиями (понятие неверно толкуется или неправильно разделено)).
1. Кто из нас не мечтает о стройных и гладких ногах? Увы, статистика варикозной болезни малоутешительна.
2. Мама купила мне так много игрушек: машинки, пистолетики, сок и шоколадки.
3. Что делать, если дома нечего есть? Возьмите окорок, яйца, рыбу. Сделайте гарнир. Подавайте.
Мне страшно представить, что безмятежному счастью общения человека с природой угрожает опасность. Еще страшнее от мысли, что человек сам часто становится угрозой природе. Ведь большой урон начинается с малого.
Природа - это краса нашей Земли. Она дает нам пищу, кислород, а леса - древесину. Природу нужно беречь, а мы наоборот уничтожаем ее.
Во-первых, люди за год срубают более двух миллионов деревьев, а, чтобы выросло одно дерево, нужно ждать от двадцати до пятидесяти лет.
Во-вторых, нередко мы разводим костры. Из-за этого часто случаются пожары. Погибают миллионы растений. В-третьих, во время пожара животным приходится уходить. Потом люди вкладывают миллионы денег в фонды по защите лесов и восстановлению флоры и фауны.
В-четвертых, за последние десятилетия в ходе освоения месторождений нефти и газа безвозвратно истреблялись леса, животные.
Мы - хозяева нашей природы, а она - кладовая солнца со всеми ее сокровищами. И мы обязаны ее сохранить. Ведь, разрушая одно звено, мы разрушаем целую цепочку. Так давайте же не будем разводить костры в лесах, не будем убивать животных, ломать ветки деревьев и загрязнять реки и озера!