1.Орфоэпическая минутка
Аккуратный, багряный, бордовый, без Умолку, включит, дефИс, договОр, донельзя, ворОта, бУдущий. Запишите и запомните слова
2.Готовясь к уроку, я прочитала замечательную притчу, где автор активно использует деепричастия. Прочитайте
1. Пушистые птенцы мирно спали в гнезде пеликана. 2.Но гадюка была совсем близко. 3. Глаза ее сверкнули зловещим блеском, и началась расправа.4. (Получив по смертельному укусу) птенцы так и не Довольная содеянным) злодейка уползла в укрытие. 6. Вскоре вернулся с охоты пеликан.7. «Без них нет мне теперь жизни!» - разразился он вдруг громкими рыданиями (глядя на мертвых детей). 8. «Пусть я умру вместе с ними!» 9. Он начал клювом раздирать себе грудь у самого сердца. 10. Горячая кровь ручьями хлынула из раны (окропляя тела бездыханных птенцов.) 11. (Теряя последние силы) пеликан бросил прощальный взгляд на гнездо и вздрогнул… 12.О чудо! 13. Его пролитая кровь и любовь вернули птенцов к жизни ( вырвав из лап смерти). 14. И тогда ( счастливый) он испустил дух. (Леонардо да Винчи)
-- Понравилась она вам?Спишите Можно копировать)
Определите тему.
· Придумайте название.
· Назовите проблему.
Задание. Уместны данные деепричастия и деепричастные обороты в тексте? Каким членом предложения они являются? С какой целью они использованы?
Когда обособляются? Вы смогли правильно обособить обстоятельства, выраженные деепричастиями?
- Итак, когда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастным оборотом? (обособляются всегда, в каком бы месте предложения они не стояли).
А теперь запишите предложение :
Выбирай друга не спеша, а еще меньше спеши менять.
-Где стоит одиночное деепричастие? (После глагола)
-На какой во оно отвечает? (как?)
-Посмотрите внимательно, имеет ли оно добавочное действие?
(Добавочного действия не имеет, оно утратило свои главные свойства.)
-Каким членом предложения оно является?
(Оно является обстоятельством)
-Каким синонимом можем заменить деепричастие? (тщательно)
К какой части речи приближается?
( По значению приближается к наречию)
-Какой отсюда вытекает вывод?
Выбирай друга (как?) не спеша. Это обстоятельство образа действия. Оно выражено наречием, образованным из деепричастия. В произношении не обособляется и на письме не выделяется запятыми.
-Только сочетание семантико-синтаксических условий определяет обособление одиночного деепричастия, причем семантические условия часто бывают решающими. Так в данном случае деепричастие утратило свои глагольные признаки, не выполняет в предложении функции добавочного сказуемого, находится после глагола, по значению оно приближается к наречию. Такие деепричастия не обособляются.
Отличить бывает трудно, поэтому запишите в тетради наречия, образованные от деепричастий
СПАЛ СИДЯ , СЛУШАЛ МОЛЧА, РАБОТАЛ СТОЯ
ЧИТАЛ ЛЕЖА , ВЕЗ ШУТЯ , ВСТАЛ НЕХОТЯ, ШЛИ НЕ СПЕША
Запись: лёжа, сидя, стоя, молча, не глядя, нехотя, играя, шутя.
Вывод: Деепричастия перешедшие в наречия никогда не обособляются
Где мы можем найти информацию? Чтение правила. Давайте посмотрим учебник с. 176,
Выбирай друга не спеша, а еще меньше спеши менять. - Наречие, наречное значение, синоним «тщательно» .
Смеясь и шутя, мы побежали к реке – дополнительное действие
Не вставайте, отвечайте сидя - синоним «с места»
Махнём не глядя, как на фронте говорят – «вслепую»
Не рекомендуется читать лёжа - «в горизонтальном положении»
Вывод: Деепричастия перешедшие в наречия никогда не обособляются
Серёжа бежал сломя голову
Что значит – сломя голову?
Что такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания)
Замените фразеологизм наречием. (Быстро)
Вывод: деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические обороты не обособляются.
- Запишите свои выводы в тетрадку-памятку
5. Творческая работа заменить в данных предложениях выделенные слова фразеологическими оборотами
а) Сегодня мальчики работали неважно
б) Проигравшие ушли с поля пригорюнившись .
в) Я быстро бежал домой сообщить новость.
г) Дети слушали сказку с большим интересом
--Работа над грамматической ошибкой в употреблении деепричастных оборотов.
Несмотря на кажущуюся в употреблении деепричастий есть свои правила, о которых нельзя забывать
Исправить речевые ошибки
1. Подъезжая к городу, начался ветер.
2. Наклоняясь над рекой, у девушки упала в воду косынка.
3. Открыв окно, запахло соснами.
4. Создавая ценности, человек обновляет себя.
- Как можно проверить, правильно ли построено предложение с деепричастным оборотом?
-В предложениях с деепричастием/ деепричастным оборотом основное действие (глагол) и добавочное действие (деепричастие) должны относиться к одному субъекту
Синтаксический разбор (4):
[ Нос__ судна~~ скользнул== вниз_._._ , /едва не задев меня/_._._ ] , и [ волна__ перекатилась== над моей~~ головой_._._ ].
[ __ == ] , и [ __ == ].
Сущ, сущ, гл, нар, нар, част, дееприч, мест, союз, сущ, гл, пред, мест, сущ.
Повествовательное, невосклицательное, ССП.
Первое - двусоставное, распространённое, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Второе - двусоставное, распространённое, не осложнено
подлежащее__
сказуемое==
определение~~
обстоятельство_._._
Объяснение:
Я очень люблю Новый год. Я считаю, что это самый волшебный, самый теплый, семейный праздник. Я думаю, что самая лучшая встреча нового года, это встреча его в тихой уютной обстановке в кругу самых родных, любимых и близких людей.
Хотя сейчас только ноябрь месяц и до Нового года остается еще почти два месяца, моя голова забита идеями, планами о том, как, где и с кем его встречать. Однозначно, что рядом должны быть родные, но как и где их собрать. Еще один вопрос - это как украсить дом. Я очень хочу живую сосну, чтоб дома пахло ей. Мне кажется, что Новый год имеет два запаха: запах сосны и запах мандарин.
И так, так как это будет год Собаки, а именно золотой, то я хочу свою сосну украсить в золотистые, желтые, коричневые и красные игрушки и бусы. А по дому развесить много гирлянд, чтоб в темноте дом превращался в сказочный. И все это нужно купить, так как предновогодний ажиотаж уже вот вот начнется. Также я продумываю меню новогоднего стола. Уже не хочется тех блюд, которые были приняты раньше. Хотя моя мама, наверное, не представляет новогодний стол без оливье и холодца. А мне хочется, чтоб это все было изыскано и красиво, и вкусно. А еще хочу кучу салютов, чтобы в полночь устроить настоящий фейерверк. И когда ты строишь все эти планы в своей голове, то понимаешь, что осталось всего лишь два месяца.
Новый год - это волшебный праздник, вед желания сбываются. И поэтому, это праздник нужно встретить так, как хочешь, чтобы весь год.
или
Новый год - это мой любимый праздник, его я люблю даже больше, чем свой День Рождения. Обычно, ещё в начале декабря, когда только появляются праздничные диковины, мы с родителями покупаем что-то новое на ёлку или для украшения комнаты. Так же, я начинаю вырезать снежинки из бумаги и делать различные трафареты, которые потом будут украшать окна нашей квартиры, и готовить подарки для родных. 29 декабря мы устанавливаем ёлку, она у нас искусственная, т.к. настоящее дерево мне очень жалко. В этот же день все комнаты у нас уже наряжены в новогоднее убранство. С самого утра 31 декабря я маме готовить блюда для праздничного стола, а уже вечером мы его накрываем. К нам приходит много родственников, а после того, как пробьют куранты, мы обмениваемся подарками, так же, свой подарок от Деда Мороза я нахожу под ёлкой.