1. определите, в каком словосочетании прилагательное употреблено в прямом значении.
a. холодное сердце c. холодная война
b. холодный приём d. холодный ветер
2. какой из пяти фразеологизмов является лишним?
a. во все лопатки с. черепашьим шагом
b. сломя голову d. в мгновение ока
3. в каком предложении встречается иноязычное слово?
a. онегин был по мнению многих . . учёный малый, но педант.
b. мне грустно потому, что весело тебе.
c. сто малодушных не заменят одного мужественного.
d. а ты носом не крути, не задавайся, а гутарь со мной толком.
4. укажите синонимы в предложениях.
a. лучше воду пить в радости, чем мёд в кручину.
b. скупой глядит – как бы другому не дать, а жадный глядит – как бы у другого отнять.
c. из-под земли бил холодный ключ.
d. дома новы, да предрассудки стары.
5. укажите фразеологизм, имеющий значение ”с давних пор, издавна”.
a. куда макар телят не гонял с. у черта на куличках
b. испокон века (веков) d. пуд соли съесть
6. в предложении найдите устаревшее слово (архаизм).
a. и сладкая слеза ланиту орошает.
b. к купальщикам тихо подкрадывалась акула.
c. шёлком чалмы развитой белеет в траве арык.
d. векша стрекочет – гостей пророчит.
7. укажите, в какой строке встречаются омонимы.
a. из этих строчек вывод простой: рабочий, уничтожь и гульбу и простой! (в.маяковский)
b. но сколько я ни падал, как ни старался, - птицу мне найти не удалось. (г.семёнов)
c. ни на одном собрании, где он был, не обходилось без . какая-нибудь непременно происходила (н.гоголь)
d. я тверда; не боюсь ни ножа, ни огня. (а.пушкин)
8. в каком предложении есть лишнее слово?
a. а наша артиллерия все молотила и молотила.
b. и лежит он, мой герой, спит себе, как дома.
c. а видеть-то ничего и не увидел.
d. я только вступительную преамбулу успел прочитать.
9. определите, какое лингвистическое явление используется в данном предложении.
призывая людей в далёкую дорогу к будущему, она честно говорила о тяжестях пути, тяготах войны.
a. синонимия с. омонимия
b. антонимия d. паронимия
10. укажите строку, в которой во всех словах совпадает количество букв и звуков.
a. единение, ездить с. завистливый, изжога
b. симметрия, деревянная d. визжание, считал
11. определите, в какой из строчек даны всегда твердые согласные звуки.
a. [ж], [з], [м]
b. [щ], [л], [р]
c. [ж], [ш[, [ц]
d. [п], [с], [т]
12. определите, в каком варианте встречается слово с озвончением глухого согласного перед звонким.
a. дом согревает не очаг, а согласная жизнь.
b. у кого злое сердце, у того друзей нет.
c. друга в верности без беды не узнаешь.
d. теряешь больше друзей чем отказами.
13. в каком слове (словах) совпадает количество букв и звуков? 1) обезьяна; 2) любовь; 3) мораль; 4) июль; 5) яблоко.
a. 5 с. 2
b. 2, 3 d. 1,4
14. как называется раздел науки о языке, в котором изучается правильное произношение?
a. синтаксис с. орфоэпия
b. орфография d. фонетика
15. в какой паре с изменением ударения меняется лексическое значение слова?
a. баржа-баржа
b. свёкла-свекла
c. хлопок-хлопок
d. девица-девица
16. определите, от какого слова можно образовать прилагательное с суффиксом -лив-
a. плешь с. лень
b. вспылить d. зависть
17. укажите, какое слово по своему составу соответствует схеме: приставка, приставка, корень, суффикс, суффикс.
a. переходить с. находчивость
b. безвыходный d. по-походному
18. какое слово не имеет окончания?
a. отнёс с. горечь
b. построен d. вскачь
19. укажите, к какому образования слов относится данное определение заключается в соединении в одном слове двух слов, основ, корней и частей слов.
a. приставочный
b. суффиксальный
c. приставочно-суффиксальный
d. сложение
20. укажите образования слова "подснежник".
a. приставочный
b. суффиксальный
c. бессуффиксный
d. приставочно-суффиксальный
ответ:
1. d , 2 c 3 a(не уверенна) 4 а)лучше быть бедным и счастливым,чем богатым и не счастным. б) жадный.с ) ручеёк течёт из-под земли д)дома новые, а правила старые. 5. b 6.орошает, купальщикам, арык,векша 7. 1. вроде рабочий и простой; 2. старался падал