1. определите, в каком предложении выделенное сочетание слов является словосочетанием. а) большое и красивое; б) ходит регулярно; в) автор высказывает; г) перед школой. 2. в каком ряду слова не являются синонимами? а) крепко, богатырский, сильный, неодолимый; б) известность, популярность, знаменитость, признание; в) большой, громадный, немалый, великий, огромный; г) смело, храбро, мужественно, бесстрашно. 3. какое слово образовано приставочно-суффиксальным а) переделка; б) непролазный; в) ненарядный; г) подоконник. 4. в какой строке во всех словах пропущена буква и? а) пр_ехать, пр_клонный, сверх_нтересный; б) пр_город, без_нициативный, подп_реть; в) пр_украсить, меж_нститутский, заб_рать; г) пр_терпевать, сверх_звестный, отд_рут. 5. в каком слове пропущена буква и? а) гореть синим пламен_м; б) стоять на перрон_ ; в) встречать на пристан_; г) вспоминать о родин_. 6. в каком предложении допущена грамматическая ошибка? а) завуч айдарова пригласила ученика иванова в кабинет. б) наш марсель такой книгоноша! в) в клетке находился большой шимпанзе. г) молодая терапевт выступила на совещании с докладом. 7. в каком существительном допущена ошибка в написании суффикса? а) буфетчик; б) возчик; в) подписчик; г) работничик. 8. в каком слове пропущена буква ё? а) галч_нок; б) ч_рствый; в) ж_нглёр; г) ш_рты. 9. у какого прилагательного неверно определён разряд? а) сухой (воздух) – качественное прилагательное; б) школьная (форма) – относительное прилагательное; в) заячья (нора) - притяжательное; г) деревянная (доска) – качественное прилагательное. 10. в каком предложении не с выделенным словом пишется раздельно? а) эта книга (не)интересная. б) новая папка оказалась (не)нашей. в) я допустил (не)простительную ошибку. г) мы с ваней (не)разлучные друзья. 11. в каком ряду во всех прилагательных пишется нн? а) лебеди__ый, ряже__ый, стекля__ый; б) безлу__ый, деревя__ый, стари__ый; в) дли__ый, серебря__ый, стекля__ый; г) глиня__ый, оловя__ый, безветр__ый. 12. в каком прилагательном нужно писать суффикс к? а) рус__ий; б) тунгуз__ий; в) брос__ий; г) матрос__ий. 13. какое прилагательное пишется слитно? а) (северо)восточный (регион); б) (ярко) зелёная (трава); в) (желено)дорожный (вокзал); г) (лукаво)хитрый взгляд. 14. в каком слове на месте пропуска ь не пишется? а) нареж_те; б) восем_сот; в) спряч_те; г) восем_надцать; 15. у какого местоимения неверно определён разряд? а) ему не повезло – личное местоимение; б) через сколько-то минут – неопределённое местоимение; в) взял её тетрадь – притяжательное местоимение; г) всякий из нас просил – относительное местоимение. прочитайте текст и выполните 16 -20. с рубкой деревьев у разных народов связано немало неожиданных суеверий. в центральной россии, например, крестьяне никогда не строили дом на месте, где прежде росли берёзы, так как их корчёвку полагали грехом. у тунгусов на алдане снимать кору с берёзы для крыши чумов разрешалось лишь один раз в два года – она ведь при этом «плачет». герои сказки «курочка и петушок», когда им потребовалось взять немного лыка у липы, прежде посылают к корове за маслом – чтобы липе «больное место». так веками воспитывалось в человеке чувство бережного, осторожного, любовного отношения к деревьям, к самой природе. (в борейко) 16. из первого предложения выпишите все слова, в которых е обозначает два звука - [йэ]. 17. подберите синонимы к слову дом. 18. из третьего предложения выпишите глагол строили. сделайте морфологический разбор глагола. 19. выпишите из первого абзаца первое предложение. разберите по членам предложения. 20. озаглавьте текст. определите стиль и тип речи. напишите, какие поверья, связанные с бережным отношением к природе, есть у вашего народа?
1. Определите, в каком предложении выделенное сочетание слов является
словосочетанием.
Б) ходит регулярно;
2. В каком ряду слова не являются синонимами?
А) Крепко, богатырский, сильный, неодолимый;
3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным
Г) подоконник.
4. В какой строке во всех словах пропущена буква и?
В) приукрасить, межинститутский, забирать;
5. В каком слове пропущена буква и?
В) встречать на пристани
6. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?
Г) Молодая терапевт выступила на совещании с докладом. (сл. молодой)
7. В каком существительном допущена ошибка в написании суффикса?
Г) работничик. (сл. Работничек/работничка)
8. В каком слове пропущена буква ё?
Б) чёрствый (черстветь)
9. У какого прилагательного неверно определён разряд?;
Г) деревянная (доска) – качественное прилагательное. (это относительное/материал)
10. В каком предложении не с выделенным словом пишется раздельно?
Б) Новая папка оказалась не нашей.
11. В каком ряду во всех прилагательных пишется нн?
Б) безлунный, деревянный, старинный;
12. В каком прилагательном нужно писать суффикс к?
В) броский;
13. Какое прилагательное пишется слитно?
В) железнодорожный (вокзал);
14. В каком слове на месте пропуска ь не пишется?
Г) восемнадцать;
15. У какого местоимения неверно определён разряд?
Г) всякий из нас просил – относительное местоимение. (определительное)
С рубкой деревьев у разных народов связано немало неожиданных суеверий. В Центральной России, например, крестьяне никогда не строили дом на месте, где прежде росли берёзы, так как их корчёвку полагали грехом. У тунгусов на Алдане снимать кору с берёзы для крыши чумов разрешалось лишь один раз в два года – она ведь при этом «плачет». Герои русской сказки «Курочка и петушок», когда им потребовалось взять немного лыка у липы, прежде посылают к корове за маслом – чтобы помазать липе «больное место».
Так веками воспитывалось в человеке чувство бережного, осторожного, любовного отношения к деревьям, к самой природе. (В Борейко)
16. Из первого предложения выпишите все слова, в которых е обозначает два звука - [йэ].
Деревьев, суеверий.
17. Подберите синонимы к слову дом.
жилище
18. Из третьего предложения выпишите глагол строили. Сделайте морфологический разбор глагола.
Строили – глагол, обозначает действие, отвечает на вопрос /что делали?/
Начальная форма (инфинитив)строить.
Постоянные признаки: несов.в., переходный, невозвратный, 2 спряжение.
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение время, 3 л., мн.ч.
В предложении является сказуемым. (вместе с частицей /не/)
19. Выпишите из первого абзаца первое предложение. Разберите по членам предложения.
С рубкой деревьев у разных народов связано немало неожиданных суеверий.
1. Тип предложения.
а. по цели высказывания - повествовательное.
б. по эмоциональной окраске - невосклицательное.
2. Предложение простое, двусоставное, полное.
Грамматическая основа: подлежащее (немало суеверий), выраженное количественно-именным сочетанием, и составное именное сказуемое (связано), выраженное глаголом-связкой «быть» в нулевой форме и именной частью – причастием в краткой форме.
3. По наличию второстепенных членов - распространенное.
4. По наличию осложняющих конструкций и слов - неосложненное
5. Синтаксические роли:
С рубкой, деревьев, у народов – дополнения, выраж. сущ., подчеркиваем прерывистой линией.
Неожиданных, у разных – определения, выраж. прилаг., подчеркиваем волнистой линией.
Немало суеверий – подлежащее, подч. Одной чертой.
Связано – сказуемое, подч. Двумя чертами.
Схема: [= -].
20. Озаглавьте текст. Определите стиль и тип речи. Напишите, какие поверья, связанные с бережным отношением к природе, есть у вашего народа?
Название - Берегите деревья – часть природы!
Стиль речи – публицистический/ тип речи – рассуждение (проблема-аргументы-вывод).
Поверья: если прислониться к дереву, оно даст тебе сил;