1. Одно из главных условий целостности текста.
А) Связность
Б) Логичность
В) Однотипность
Г) Анализ
Д) Фактичность
2. Важнейшее качество письменной речи – даёт ей известные преимущества перед речью устной.
А) Закрепленность
Б) Точность
В) Завершенность
Г) Логичность
Д) Однотипность
3. Совокупность приемов использования средств языка, характерных для какого-либо писателя, произведения или жанра
А) Стиль
Б) Особенность
В) Индивидуальный жанр
Г) Экспозиция
Д) Отбор
4. Слово или словосочетание, точно обозначающее какое-либо понятие из области науки, техники, искусства.
А) Термин
Б) Цитата
В) Неологизм
Г) Фразеологизм
Д) Словарь
5. В научной сфере общение происходит преимущественно с целью
А) обмена информацией
Б) получения информации
В) передачи информации
Г) опубликования информации
Д) выдача информации
6. Стремление авторов к точности, однозначности, сжатости выражения при сохранении насыщенности содержания – это основная из черт ….
А) научного стиля;
Б) официально-делового стиля;
В) художественного стиля;
Г) разговорного стиля;
Д) публицистического стиля
7. Употребление слов, находящиеся за пределами литературной лексики
А Б) разговорная лексика
В) книжная лексика
Г) деловая лексика
Д) публицистическая лексика
8. Укажите функции научного стиля:
А) сообщение сведений, объяснение фактов;
Б) сообщение + воздействие;
В) сообщение;
Г) изображение и воздействие;
Д) общение
9. Укажите сферу употребления научного стиля:
А) официальная обстановка;
Б) общественно-экономические, политические, культурные отношения;
В) законодательство, делопроизводство;
Г) художественная литература, мемуары;
Д) бытовые отношения, частные письма, записки
10. Определите вид текста: Океан (греч. ΩκεανМς, от имени древнегреческого божества Океана) – крупнейший водный объект, составляющая часть мирового океана, расположенный среди материков, обладающий системой циркуляции вод и другими специфическими особенностями.
А) определение (дефиниция);
Б) объявление;
В) расписка;
Г) доверенность;
Д) конспект
11. Назовите экстралингвистические признаки, не относящиеся к научному стилю:
А) передача мыслей и чувств автора;
Б) логичность;
В) аргументированность;
Г) абстрактность;
Д) объективность
12. Укажите, какие виды текстов относятся к научному стилю:
А) диссертация;
Б) интервью;
В) письмо;
Г) мемуары;
Д) закон
13. Для синтаксиса научного стиля речи характерна тенденция к:
А) употреблению определенных типов синтаксических конструкций: неопределенно-личных, обобщенно-личных и безличных предложений;
Б) употреблению во и восклицательных предложений;
В) правильности и четкости построения предложений, их и ясности;
Г) преобладание побудительных предложений с инфинитивом, выступающим в значении повелительного наклонения;
Д) использованию клишированных оборотов с отыменными предлогами
14. Для лексических составляющих научного стиля речи характерно:
А) употребление слова в конкретном, определенном значении;
Б) шаблонные обороты речи;
В) употребление фраз-клише;
Г) употребление аббревиации, сложносокращенных наименований;
Д) применение в рекламе иноязычной лексики
15. Какой из указанных жанров не относится к научному стилю?
А) очерк;
Б) реферат;
В) диссертация;
Г) аннотация.
Д) доклад.
16. К какому жанру научного стиля речи относится данный текст?
«Статья посвящена развитию навыков чтения. В ней доказывается важность совершенствования навыков чтения, рассматриваются виды чтения в зависимости от цели и установки на степень понимания, а также приводятся задания, развивающие навыки чтения. Статья предназначена для студентов, изучающих русский язык как неродной, и представляет интерес для широкого круга читателей».
А) аннотация;
Б) рецензия;
В) реферат;
Г) доклад;
Д) диссертация.
17. Формы и категории какой части речи обладают различными стилистическими возможностями?
А) имени существительного
Б) имени прилагательного
В) глагола
Г) наречия
Д) местоимения
18. В … речи употребительны краткие формы прилагательных, выражающие постоянное свойство или качество предметов и явлений: газ легок; белки сложны; кислоты двуосновны и т. п. Краткая форма в данном функциональном значении приобретает стилистическую окраску.
А) научной
Б) разговорной
В) официально-деловой
Г) публицистической
Д) литературной
19. Стилистика местоимений касается, естественно, не столько их формообразования и синонимики, сколько особенностей употребления. Так, в разговорной и художественной речи высокочастотны все личные местоимения, а в … ты и вы почти не используются.
А) научной
Б) разговорной
В) официально-деловой
Г) публицистической
Д) литературной
20. В … речи в отличие от других функциональных стилей время глаголов несовершенного вида используется для выражения смены последовательных действий, временной последовательности: Обмыливание мы вели при следующих условиях... эфир растворялся в избытке крепкой серной кислоты, затем к раствору этому прибавлялась понемногу вода...
А) научной
Б) разговорной
В) официально-деловой
Г) публицистической
Д) литературной
2.Ольга в синем форменном платье учительницы женской гимназии, все время поправляет ученические тетрадки, стоя и на ходу; Маша в черном платье, со шляпкой на коленях сидит и читает книжку, Ирина в белом платье стоит задумавшись.
3.Ольга. Отец умер ровно год назад, как раз в этот день, пятого мая, в твои именины, Ирина. Было очень холодно, тогда шел снег. Мне казалось, я не переживу, ты лежала в обмороке, как мертвая. Но вот год, и мы вспоминаем об этом легко, ты уже в белом платье, лицо твое сияет. (Часы бьют двенадцать.) И тогда также били часы.
Пауза.
4.Помню, когда отца несли, то играла музыка, на кладбище стреляли. Он был генерал, командовал бригадой, между тем народу шло мало. Впрочем, был дождь тогда. Сильный дождь и снег.
Свежий ветер поднима(ет..) лёгкую рябь. Сестра крепко держ(.ит.)ся за борт лодк(.и.). Солнечный лу(.ч.) разлива(..ет)ся по водной глад(и..). Мы объезжа(.ем.) островок. Птицы люб(.ят.) его тиш(.ь.) и вьют там гнёзда.
Вот мы в лесу. Как легко дыш(.ит.)ся на свеж воздух(е..)!
Дедушка сразу начина(..ет) готови(.тьс.)ся к ночлегу, а мы тороп(им..)ся проведать заветн(..ые) места.