(1) Однажды дикая утка сделала около дома два круга, опустилась среди улицы и громко
закричала. (2) Напрасно прохожие пытались прогнать утку. (3) Она никак не желала уходить,
несколько раз взлетала, но тут же снова опускалась на мостовую и не переставала кричать.
(4) «Это какая-то сумасшедшая утка!» – возмутился кто-то. (5) А потом вдруг закричал:
«Смотрите! Смотрите!» (6) Прохожий видит, что откуда-то сверху падает необыкновенный
пушистый комочек. (7) Утенок отряхивается и быстро семенит к матери. (8) За ним из
чердачной отдушины пятого этажа вываливаются еще шесть утят. (9) Утка волнуется, суетится,
собирая своих малышей.
(10) Визжат тормоза, и огромный автобус останавливается, чтобы не задавить столь
необычных нарушителей порядка.
(11) А утка не обращает внимания на суматоху, собирает утят и, убедившись, что все в
сборе, ведет свое многочисленное семейство к воде. (12) Она пересекает улицу и уверенно
направляется к зоопарку, а за нею, семеня лапками, спешат семь маленьких утят.
(По Г. Скрябицкому)
1. Определите стиль текста.
а) разговорный б) научный в) художественный г) деловой
2. Определите тип текста.
а) описание б) повествование в) рассуждение
3. Найдите в предложениях 6-8 слово, соответствующее значению
«отверстие для выхода воздуха». Запишите это слово.
4. Выпишите из предложения 2, 3 антонимы (через запятую).
5. Выпишите из предложения 7 грамматическую основу.
6. Укажите верную морфологическую характеристику глагола ЗАКРИЧАЛ (предл.5)
а) несов. вид в время
б) настоящее время г) неопределенная форма глагола
7. Укажите слово, в котором правописание частицы НЕ со словом определяется
правилом: «НЕ с глаголами пишется раздельно».
а) (не)сколько б) (не)желала в) (не)обыкновенный г) (не)обычных
8. В каком варианте ответа правильно указаны все выделенные слова, в которых Ь на
месте пропусков НЕ пишется?
а) Утенок отряхивает…ся
б) Утка волнует…ся
в) Шесть утят вываливают…ся
г) Автобус останавливает…ся
а) АВГ б) БВГ в) АБВ г)АБВГ
9. Укажите предложение, в котором глаголы являются однородными сказуемыми.
а) предл-е 1 б) предл-е 5 в) предл-е 6 г) предл-е 10
10. Из 1-го предложения выпишите глагол, в котором букв больше, чем звуков.
11. Определите, из каких морфем состоит глагол ПЕРЕСЕКАЕТ (предл-е 12). Напишите
названия этих морфем.
12. Замените слово СПЕШАТ (предл-е 12) синонимом. Запишите этот синоним.
13. Определите вид глаголов, входящих в состав 6 предложения.
14. Из 3 предложения выпишите глаголы, употребленные в неопределенной форме.
15. Из 10 предложения выпишите глаголы, употребленные в настоящем времени.
16. Определите вид глаголов, входящих в состав 1-го предложения.
17. Из 5-го предложения выпишите глагол времени.
18.Укажите, в каком ряду не с глаголами пишется раздельно.
а) (не) слушать, (не) взлюбить
б) (не) истовствовать, (не) здоровится
в) не) говорить, (не) бить
г) (не) волить, (не) плыть
19. Укажите ряд слов, в котором –тся пишется БЕЗ ь.
а) легко дышит…ся, удивлят…ся чуду
б) мне нездоровит…ся, во решае…ся
в) нужно задумат…ся, надоело купат…ся
г) мне улыбает…ся, будем разбират…ся
20.Укажите, какое предложение является сложным.
а) предл-е 1 б) предл-е 3 в) предл-е 6 г) предл-е РЕШИТЬ
Наука в Казахстане имеет давние традиции: с советских времен республика унаследовала развитую сеть научных учреждений и вузов. За период 1994—2011 годов ежегодное количество поданных заявок на патенты увеличилось с 1576 до 1732.
В средние века на территории современного Казахстана работали такие учёные, как Аль-Фараби, Ю. Баласагуни, А.Яссави, М. Хайдар Дулати, К. Жалаири.
В конце XVII — начале XVIII века учёные России и ряда стран Европы начали исследовать территории Казахстана, изучать историю, культуру, быт и обычаи его населения. Одним из первых был русский картограф С. У. Ремезов. После присоединения Казахстана к России научные исследования проводились более широко и интенсивно. Российская академия наук организовала в 1733 году экспедицию для изучения географии, геологии и этнографии Казахстана. С 1733 по 1771 в Казахстане побывали многие учёные академии: С. П. Крашенинников, И. Г. Гмелин, И. И. Лепехин, П. С. Паллас, И. П. Фальк, П. И. Рычков и др.
В XIX веке вклад в науку Казахстана сделали российские и казахские учёные-востоковеды: П. П. Семёнов-Тянь-Шаньский, Н. П. Рычков, П. М. Мелиоранский, В. В. Радлов, В. В. Бартольд, А. А. Диваев, Ч. Ч. Валиханов, А. Кунанбаев, И. Алтынсарин и другие.
Первый фундаментальный труд по истории казахов «Описание Кыргыз-Казахских, или Киргиз-Кайсацких, орд и степей» (1832) создал А. И. Левшин, которого Валиханов назвал Геродотом казахского народа, а его монографию оценил как бесценное научное достояние.
В начале XX века большинство казахских детей имели возможность учиться только в аульных медресе. Накануне 1916 года на территории Казахстана было всего несколько русских и русско-казахских школ, в них обучалось 19370 казахских детей.
С начала XX века открываются научные организации, такие как Краевая станция по охране растений (1924), научно-исследовательского институт удобрений и агрономического почвоведения (1926). Начали работать отделения Главного геологического комитета города Алма-Ата и Института цветных металлов. В 1927 образована казахстанская экспедиция АН СССР по комплексному исследованию природных ресурсов республики во главе с академиком А. Е. Ферсманом.
К 1932 году в республике насчитывалось свыше 10 научно-исследовательских институтов и опытных станций, сотни опорных пунктов, лабораторий и метеорологических станций, несколько геологоразведочных организаций.
8 марта 1932 года образована Казахстанская база АН СССР. Здесь работали секторы зоологии и ботаники.
В 1940 организовано Казахское отделение Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ)
В годы Великой Отечественной войны в республику были эвакуированы многие научные учреждения и высшие учебные заведения страны. Здесь трудились известные всему миру учёные — И. П. Бардин, Л. С. Берг, В. И. Вернадский, Н. Ф. Гамалея, И. И. Мещанинов, Н. Д. Зелинский, Л. И. Мандельштам, Н. В. Цицин, С. Г. Струмилин, А. М. Панкратова, А. Е. Фаворский, С. Е. Малов, В. Г. Фесенков, Г. А. Тихов, Б. А. Воронцов-Вельяминов и др.
В 1942 образованы Институт астрономии и физики, Химико-металлургический институт[источник не указан 2113 дней], в 1943 — Институты почвоведения, ботаники, зоологии и тропических болезней. В 1942—1945 годах созданы Институты химии, металлургии и горного обогащения, огнеупорных и строительных материалов, зоологии.
В 1945 начали работать Институты истории, археологии и этнографии, горного дела, почвоведения, сектор математики и механики.
В 1946 на базе Казахского филиала Академии наук СССР основана Академия Наук Казахской ССР.