1.Один из мифов любительской лингвистики — это приоритет письма перед звучащей речью. 2.Для любителя написание первично, а звучание вторично: «это то, как прочли слово». 3.Многие слова, по мнению любителей, возникли из того, что кто-то неправильно прочел некоторое другое слово.
4.Любитель настолько привык к своему умению читать и к своей жизни среди прочитанных текстов, что он уже не в состоянии осознать, что в истории человечества письменность была уделом совершенно ничтожной части умеющих говорить.
5.Любой живой язык — это средство устного общения, тогда как письменная форма на протяжении последних, скажем, четырех тысяч лет существовала никак не более чем для одной сотой части языков, а доля грамотных людей в составе человечества была, вероятно, еще в тысячу раз меньше.
6.Представление о приоритете письменного языка над устным — яркий пример того, насколько независим лингвист-любитель от фактов.
7.Любители не знают главного принципа фонетической эволюции. 8.Более того, они не хотят его знать, даже если им его формулируют и разъясняют, — потому что он немедленно становится непреодолимым препятствием на пути их фантазерства.
(По А.Зализняку)
Выполните задания по тексту.
1.Укажите принадлежность слова приоритет из первого предложения:
1.нейтральное;
2.разговорное;
3.книжное.
2.Укажите принадлежность слова привык из четвёртого предложения:
1.нейтральное;
2.разговорное;
3.книжное.
3.В каком предложении нет метафоры? Запишите номер правильного ответа.
1)1; 2)3; 3)7; 4)8.
4.К какой лексической группе принадлежат слова град, зрак, врата?
1.неологизмы;
2.историзмы;
3.диалектизмы;
4.старославянизмы.
5.В каком из перечисленных предложений написание приставки определяется близостью по значению к приставке «пере», к слову «через»?
1) 1; 2)2; 3)4; 4)8.
6.Как определяется слитное написание не- в слове немедленно в предложении 8?
1.не- является частью корня;
2.к слову можно подобрать синоним без не-;
3.при слове нет зависимых слов.
7.Выпишите из предложения 4 слово, правописание суффикса которого зависит от совершенного/несовершенного вида исходного глагола.
8.Определите образования слова непреодолимым из предложения 8:
1.приставочный;
2.суффиксальный;
3.приставочно-суффиксальный.
9.Укажите разряд прилагательного ничтожной из предложения 4:
1.качественное;
2.притяжательное;
3.относительное.
10.Укажите разряд прилагательного фонетической из предложения 7: 1.качественное; 2.притяжательное; 3.относительное.
11. К какой части речи принадлежат слова того (1 предложение), кто-то (предложение 3). ответ запишите словом.
12.В каком из предложений содержится вводное слово? Запишите номер правильного ответа.
1)1; 2)2; 3)3; 4)4.
13. Из предложения №5 текста выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями сложного предложения:
Любой живой язык (1)— это средство устного общения (2), тогда как письменная форма на протяжении последних(3), скажем (4), четырех тысяч лет существовала никак не более чем для одной сотой части языков (5), а доля грамотных людей в составе человечества была (6), вероятно (7), еще в тысячу раз меньше.
14. Какой случай говорит о неуместности речи?
1.говорящий учитывает уровень образования собеседника;
2.субъект использует разговорную лексику в письменном тексте официально-делового стиля;
3.говорящий учитывает национальность и вероисповедание собеседника.
15. Напишите небольшое сочинение (5-6 предложений), дав связный ответ на во Почему устную речь называют живой?». Используйте аргумент из прочитанного текста и аргументы из жизни, опираясь на тезис о доступности эмоциональности, оценочном характере языковых единиц. Соблюдайте структуру сочинения.
Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно. Я скакал, задыхаясь от нетерпенья. Мысль не застать уже ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! — одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ее руку... Я молился, проклинал, плакал, смеялся... нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья! Бог знает, какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей... И между тем я все скакал, погоняя беспощадно. И вот я стал замечать, что конь мой тяжелее дышит; он раза два уж спотыкнулся на ровном месте... Оставалось пять верст до Ессентуков, казачьей станицы, где я мог пересесть на другую лошадь.
Все было бы если б у моего коня достало сил еще на десять минут! Но вдруг, поднимаясь из небольшого оврага, при выезде из гор, на крутом повороте, он грянулся о землю. Я проворно соскочил, хочу поднять его, дергаю за повод — напрасно; едва слышный стон вырвался сквозь стиснутые его зубы; через несколько минут он издох; я остался в степи один, потеряв последнюю надежду. Попробовал идти пешком — ноги мои подкосились; изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал.
И долго я лежал неподвижно, и плакал, горько, не стараясь удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие — исчезли, как дым. Душа обессилела, рассудок замолк, и если б в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся.
Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно. Чего мне еще надобно? — ее видеть? — зачем? не все ли кончено между нами? Один горький прощальный поцелуй не обогатит моих воспоминаний, а после него нам только труднее будет расставаться.
Мне, однако, приятно, что я могу плакать! Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведенная без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок.
Все к лучшему! это новое страдание, говоря военным слогом, сделало во мне счастливую диверсию. Плакать здорово; и потом, вероятно, если б я не проехался верхом и не был принужден на обратном пути пройти пятнадцать верст, то и эту ночь сон не сомкнул бы глаз моих.
Глядя на успешных людей, мы видим лишь то, что они имеют сейчас: признание, деньги, интересная и насыщенная жизнь. Но мы не знаем, сколько труда стоит за этим, сколько раз у них опускались руки и как тяжело они к этому шли. Им неоднократно приходилось побеждать себя, бороться с нежеланием вставать с постели и работать, но они достигли желаемого лишь благодаря своей целеустремленности и трудолюбию.
Для меня примером человека, который смог победить себя, побороть неблагоприятные обстоятельства и вопреки всему работал ради своей цели, является мой папа. Он родился в деревне, в небогатой семье, рано потерял родителей. Папа приехал в город и не имел ничего, однако он тяжело работал, познакомился с мамой, и они поженились. Когда родилась я, родители купили собственную квартиру, а через год и машину. У меня было счастливое детство, я имела все самое лучшее. Сейчас у меня уже есть сестра. Не могу сказать, что мы богаты, но родители очень стараются, чтобы у нас было все, что мы хотим. Папа очень рано просыпается и тяжело работает. Он хочет, чтобы мы имели такое детство, которого не было. Папа хотел иметь собственный дом и счастливую семью, он хотел, чтобы его дети были счастливыми, и он это имеет, потому что каждый день просыпался и шел на работу с одной целью. Мы очень любим его и благодарны ему за то, что имеем.
Человеческие возможности неограниченны. Мы можем гораздо больше, чем нам кажется, нужно лишь захотеть. Если человек ленится, не хочет работать и лишь жалуется на свою судьбу, не нужно ее жалеть. Она сама в этом виновата. Каждый делает свой выбор. Кто решает, что будет работать ради поставленной цели и достигает желаемого, а кто-то каждый день лежит на диване, живет за средства родителей и завидует успешным знакомым. У нас есть одна жизнь, и я считаю, что нельзя тратить ее бездумно. Нужно прожить ее так, чтобы в старости с уверенностью сказать, что ты сделал все так, как хотел.
Каждый день ты должен побеждать себя. Вставать и работать, бороться ради своей мечты. Ни в коем случае нельзя опускать рук. Скажи себе, что нужно сейчас постараться, чтобы потом всю жизнь пожинать плоды своего труда и наслаждаться каждым днем. А если ты будешь лениться, тратить свое время на вещи, которые не имеют никакого значения для тебя, то ты никогда не получишь желаемого.