(1)Мне поручили написать статью об известном в нашем городе учителе трудового обучения Евгении Александровиче Субботине. (2)Это был не просто талантливый конструктор, великолепный мастер. (3)Это был солнечный человек с отзывчивым, горячим сердцем. (4)Я пришёл к нему прямо на работу и, попросив уделить мне несколько минут, стал задавать специально приготовленные вопросы. – (5)3наешь что, Жень, мне приятно, что ты пишешь обо мне статью. (6)Там будет, наверное, много хороших слов. (7)Но я бы хотел, чтобы ты написал о другом. (8)Конечно, теперь я стал известным в городе, уважаемым человеком, но всё могло бы сложиться совсем иначе. (9)И, наверное, совсем другой была бы моя жизнь, если бы не один случай. (10)У меня не было отца, не было матери. (11)Вернее, они как бы существовали, приходили ночевать и смотрели на нас, голодных и грязных, с недоумением: откуда эти дети, что они тут делают? (12)Я жил тем, что воровал или выпрашивал. (13)Подаянием кормил двух своих маленьких сестрёнок. (14)Моих родителей то и дело вызывали на какие-то комиссии, к нам постоянно приходили то участковый, то инспектор по делам несовершеннолетних. (15)Да только что они могли сделать... (16)Я рос волчонком. (17)Вокруг меня был мир, населённый людьми, они жили в тёплых домах, ели хлеб, покупали детям гостинцы, а я смотрел на них из глухого леса, где всегда было сыро и темно. (18)Вот тогда я и научился открывать любой замок, разобрался во всех видах сигнализации... (19)Но однажды я попался. (20)В квартиру внезапно вернулись хозяева, мне пришлось прыгать с третьего этажа, и я вывихнул ногу. (21)Суд. (22)Родителей нигде не могли найти, и на заседании сидела классная руководительница. (23)Ни лица, ни имени её я не помню. (24)Помню только, что она была совсем молоденькой девчонкой. (25)Прокурор задал ей какой-то вопрос, она встала и вдруг заплакала. (26)Она плакала и говорила: «Не надо сажать его в тюрьму Прокурор ей строго говорит: «Не плачьте, вы на вопрос ответьте». (29)А она опять – плачет и только одно твердит: «Не сажайте его в тюрьму». (30)И в этот момент я испытал чувство, которое невозможно описать никакими словами. (31)Чужой человек плачет по тебе. (32)Это что значит? (33)Это значит, что я ей чем-то дорог, это значит, что я ей нужен. (34)Выходит, что я не посторонний, не чужой! (35)Выходит, что солнце светит и для меня, и трава на лугах – это тоже моё, и в жизни есть какое-то моё место. (36)Значит, если меня не будет, то кому-то от этого станет плохо, значит, кому-то надо, чтобы я был. (37)Я сейчас вот пытаюсь описать свои мысли, а тогда это была какая-то безудержная радость, заполнившая всю мою душу. (38)Мне дали четыре года колонии. (39)Я отсидел, вернулся и начал новую жизнь. (40)У меня было много хорошего, теперь я счастливый, состоявшийся человек. (41)Но до сих пор я не могу забыть тех слёз, которые отогрели моё закоченевшее сердце. (42)И никогда не забуду.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.
B этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
«Е. П. Новиков рассказывает о проявленном неравнодушии молоденькой учительницы, а также о том, как оно повлияло на дальнейшую судьбу героя. Чтобы подчеркнуть эмоциональное состояние рассказчика, автор использует такие средства выразительности, как (А) (например, «отзывчивым, горячим сердцем» в предложении 3, «безудержная радость» в предложении 37) и (Б) («не было» в предложении 10, «значит», «я» в предложении 33). Чтобы передать потрясение героя, автор использует также синтаксические средства: (В) (предложения 32-33, 34-35) и (Г) (предложения 26-27, 41-42)».
Список терминов:
1) эпитет
2) ряды однородных членов
3) анафора
4) парцелляция
5) литота
6) риторический вопрос
7) оксюморон
8) безличные предложения
9) лексический повтор
Он доставил грузы для геологов.
(Кто?) он - подлежащее, выражено местоимением;
(он что сделал?) доставил - сказуемое, выражено глаголом;
(доставил что?) грузы - дополнение, выражено именем существительным;
(грузы для кого?) для геологов - дополнение, выражено именем существительным с предлогом "для".
Геологи ищут нефть в тайге.
(Кто?) геологи - подлежащее, выражено именем существительным;
(геологи что делают?) ищут - сказуемое, выражено глаголом;
(ищут что?) нефть - дополнение, выражено именем существительным;
(ищут где?) в тайге - обстоятельство, выражено именем существительным с предлогом "в".
2. – Стойте, стойте! Дайте мне разглядеть вас хорошенько, – продолжал он, поворачивая их, – какие же длинНые (прилагательное, две Н на стыке двух морфем -корня и суффикса) на вас свитки.
3. Ты бы спрятала их обоих себе под юбку, да и сидела бы на них, как на курИНых (прилагательное, суффикс -ИН-) яйцах.
4. Все было чисто, вымазаНо (краткое причастие, суффикс -Н-) цветной глиною.
5. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделаННый рог (полное страдательное причастие времени, суффикс -НН-) для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебрЯНыми (прилагательное, суффикс -ЯН-) бляхами.