1. Местоимение - часть речи, которая а) обозначает принадлежность к кому-либо или чему-либо;
б) обозначает предмет, признак, количество;
в) указывает на предмет, но не называет его;
г) указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.
2.Найдите строку, в которой перечислены личные местоимения
а) кто, кому-то, им, мне;
б) ему, мне, твоего, вам;
в) моего, им, ему, тобой;
г) тобой, мне, вам, ему.
3. Найдите ошибочное утверждение
а) местоимение КАЖДЫЙ является определительным; б) местоимение КОТОРЫЙ является определительным; в) местоимение СЕБЯ не имеет именительного падежа; г) местоимения НЕКТО и НЕЧТО не имеют формы предложного падежа.
4. Назовите местоимения, которые указывают на принадлежность
а) возвратные;
б) отрицательные;
в) определительные;
г) притяжательные.
5. Укажите отрицательные местоимения
а) никто;
б) несколько;
в) ничей;
г) некто;
д) некоторый;
е) никакой.
6. Запишите предложения, исправив ошибки в употреблении местоимений. Подпишите разряды местоимений.
а) На ихних уроках очень часто показывают интересные фильмы.
б) После уроков мы с ими пошли в кино.
в) У ней в хозяйстве много кур, уток и домашних животных.
г) О этой книге мне говорили родители, учителя, друзья.
7. Спишите, раскрывая скобки
(Кое) кого, чей (то), (ни) с кем, (у) себя, какой (либо), чья (нибудь), (кое) что, (ни) кого, не произвёл (н..)какого впечатления, (н..) на что надеяться, рассказать (н..)что интересное, (н..)кого не презирать, (н..)кому (н..)чего не расскажу, (н..)(к) кому спешить.
1. (подлежащее, выражено существительным) встал (сказуемое, выражено глаголом) рано утром (обстоятельство, выражено наречиями), когда (обстоятельство, выражено наречием) солнце (подлежащее, выражено существительным) еще (обстоятельство, выражено наречием) не палило (сказуемое, выражено глаголом) так (обстоятельство, выражено наречием) жарко (обстоятельство, выражено наречием) и (союз) с моря(обстоятельство, выражено существительным) веяло (сказуемое, выражено глаголом) бодрой (определение, выражено прилагательным) свежестью (дополнение, выражено существительным).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное, состоит из 3-х частей, однородное подчинение:
1)главное, двусоставное, распространенное, полное, не осложнено;
2)придаточное времени, двусоставное, распространенное, полное, не осложнено;
3) придаточное времени, односоставное, безличное, распространенное, полное, не осложнено.
[ ], (когда )и ( ).
2. Медведь (подлежащее, выражено существительным) так (обстоятельство, выражено наречием) полюбил (сказуемое, выражено глаголом) Никиту (дополнение, выражено существительным), что (союз) , когда (союз) он (подлежащее, выражено местоимением) уходил (сказуемое, выражено глаголом) куда-либо (обстоятельство, выражено наречием), зверь (подлежащее, выражено существительным) тревожно (обстоятельство, выражено наречием) нюхал (сказуемое, выражено глаголом) воздух (дополнение, выражено существительным).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное, состоит из 3-х частей, последовательное подчинение:
1)главное, двусоставное, распространенное, полное, не осложнено;
2)придаточное меры и степени, двусоставное, распространенное, полное, не осложнено;
3) придаточное времени, двусоставное, распространенное, полное, не осложнено.
[ ], ( что, ( когда), ).
3. Мои (определение, выражено местоимением) спутники (подлежащее, выражено существительным) знали (сказуемое, выражено глаголом), что (союз) если (союз) нет (сказуемое, выражено отрицательным словом) проливного (определение, выражено прилагательным) дождя (дополнение, выражено существительным), то назначенное (определение, выражено причастием) выступление (подлежащее, выражено существительным) обыкновенно (обстоятельство, выражено наречием) не отменяется (сказуемое, выражено глаголом).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное, состоит из 3-х частей, последовательное подчинение:
1)главное, двусоставное, распространенное, полное, не осложнено;
2)придаточное изъяснительное, двусоставное, распространенное, полное, не осложнено;
3) придаточное условия, односоставное, безличное, распространенное, полное, не осложнено.
[ ], (что ( если ), то ).
Схема морфологического разбора имени существительного такова:
Сначала указываем начальную форму слова - это слово в именительном падеже и единственном числе.Затем определяем, нарицательное существительное или имя собственное.Пишем, одушевленное или неодушевленное существительное.Указываем род существительного.Указываем его склонение.Указываем число существительного.Указываем, в каком падеже стоит существительное.В конце определяем синтаксическую роль существительного в предложении.Рассмотрим для примера существительное в предложении: "Я подошел к лошади".
Начальная форма - лошадь.Нарицательное.Одушевленное.Женский род.3 склонение.Единственное число.Дательный падеж.В предложении выступает в роли дополнения.Анализ имени прилагательногоРазбор имени прилагательного включает ряд несколько других вопросов. Вот какова схема морфологического разбора прилагательных:
Определяем начальную форму (единственное число, мужской род, именительный падеж).Указываем разряд прилагательного: качественное, притяжательное или относительное.Пишем, полное или краткое прилагательное (определяем только у качественных).Указываем степень сравнения прилагательного: положительная, сравнительная или превосходная (у качественных).Указываем род (у прилагательных в единственном числе).Указываем число.Указываем падеж.В конце пишем, какую синтаксическую роль в предложении выполняет прилагательное.Для примера рассмотрим прилагательное в предложении: "Я встретился с великолепной женщиной".
Начальная форма - великолепный.Качественное.Полное.Положительная степень сравнения.Женский род.Единственное число.Творительный падеж.В предложении выступает в роли определения.Морфологическому разбору также подвергаются и другие части речи: имя числительное, местоимения, глаголы, причастия, деепричастия и наречия. На самом деле, гораздо сложнее для учащихся запомнить сам план разбора каждой части речи, нежели провести сам анализ. Для начала можно делать анализы, имея перед глазами четкий план. При некоторой тренировке делать анализ становится не так уж и сложно, поэтому чем больше вы занимаетесь, тем легче вам будут даваться морфологические анализы различных слов.