(1)Мальчик подбежал к отцу, пристроился справа и, держась за полу отцовского ватника,
засеменил рядом с широко шагавшим мужчиной.
(2)Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом
невиданной силы... (3)Что-то ждет их впереди? (4)И хотелось бы думать, что этот русский человек,
человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев,
сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.
(5)С тяжелой грустью смотрел я им вслед... (6)Может быть, все и обошлось бы благополучно при
нашем расставании, но Ванюшка, отойдя несколько шагов и заплетая куцыми ножками,
повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. (7)И вдруг словно мягкая, но
когтистая лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся. (8)Нет, не только во сне плачут
пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. (9)Плачут они и наяву. (10)Тут главное - уметь
вовремя отвернуться. (11)Тут самое главное - не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как
бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза... (Михаил Шолохов «Судьба человека»).
Тестовые задания.
1.Замените словосочетание «военным ураганом» (предложение 2), построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите полученное
словосочетание.
2.Определите количество грамматических основ в предложении 1 ответ запишите цифрой.
3.Среди предложений 1-7 найдите такое, где есть вводное слово. Запишите номер предложения.
4.Среди предложений 5-10 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Запишите его
номер.
5.Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.
6.Из предложений 3-7 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
7.Замените слово засеменил (предложение 1) стилистически нейтральным синонимом.
8.Из предложений 4-5 выпишите обособленное обстоятельство с определяемым словом.
9.Из предложения 5 выпишите словосочетание со связью согласование.
10.Какое изобразительно-выразительное средство использует автор в словосочетании «тяжёлая
грусть»?
11.Из предложения 2 выпишите слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
12.Среди предложений 5 - 8 найдите такое, одной из частей которого является безличное
предложение.
13.В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите
цифры(-у),
обозначающие(-ую)
запятые(-ую),
которые
разделяют
сложноподчиненного предложения. И хотелось бы думать, (1) что этот русский человек,
(2)человек несгибаемой воли,(3) выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, (4) который,
(5)повзрослев, сможет все вытерпеть, (6) все преодолеть на своем пути, (7) если к этому позовет
его Родина.
14.Среди предложений 1-7 найдите назывное предложение. Запишите его номер.
15.Определите количество грамматических основ в предложении 8 ответ запишите цифрой.
Простейшая форма сравнения выражается обычно с подсобных слов:
как - встал, как столб
точно - он пролетел мимо, точно пуля
будто - будто смерч вырвался из-под колес
словно - ты, словно командир, рапортуешь
подобно - черной молнии подобный
как бы - он был как бы раненный солдат
как будто - как будто обожгло его.. .
похож на - ты похож на медвежонка
Есть и другие.
Сравнение можно получить с родительного падежа:
Морозной пылью серебрится
Его бобровый воротник.
С родительного падежа:
Колокол луны скатился ниже.
Есть так называемое неопределенное сравнение, которое выражает превосходную степень состояния:
А когда ночью светит месяц,
Когда светит - черт знает как?
Сравнения очень оживляют и поэтическую речь, и прозу. Иногда одного сравнения достаточно, чтобы дать емкую, четкую характеристику персонажа или явления.