1. (l ). Определите, в каких словах неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите эти слова и поставьте правильно ударение.
1) лгАла; 2) намЕрение; 3) закУпорить; 4) позвОнит.
2. (l ). Вставьте пропущенные буквы ы - и после ц в словах:
1) спец...алист; 2) сестриц…н (пенал); 3) круглолиц…й; 4) ц...клоп; 5) ц…ганский.
3. ( ). Вставьте нужное окончание в имена существительные:
1) на перрон... станци…; 3) о хорош…м настроени…;
2) побывал на концерт…; 4) от недел… к недел….
4. (l ). Вставьте пропущенные буквы в словах. Запишите их в два столбика.
Пр…лететь в аэропорт, пр…бывающий поезд, пр…следовать врага, пр…ломление лучей,
пр…милый ребёнок, пр…крыть форточку.
С приставкой при- С приставкой пре-
5. (l ). Определите, какие прилагательные пишутся с одним н, а какие – с двумя нн. Запишите их в две колонки:
Дровя…ой (сарай), голуби…ый, ваго…ый, соломе…ый, станцио…ый, земля…ой.
с н с нн
6. ( ). Определите, в каких словосочетаниях допущены ошибки. Подчеркните их и напишите правильно.
1) три пары сапог; 2) обоих сестёр; 3) килограмм абрикос; 4) двое суток.
7. ( ). Определите допущенные ошибки, связанные с неправильным определением рода имен существительных, и выпишите правильные словосочетания.
1) новое пальто; 2) красивый пенальти; 3) милое пони; 4) крепкое кофе.
8. ( ). Вставьте пропущенные буквы. Выпишите предложения, в которых есть слова с пропущенной буквой Ь.
1) И мудрому человеку совет пригодит…ся. 3) Волков боят…ся – в лес не ходить.
2) Кто хвалит…ся, тот с горы свалит…ся. 4) Учит…ся никогда не поздно.
9. ( ). Вставьте пропущенные буквы. Выпишите строчку, во всех словах которой пишется буква И.
1) постро…т, накле…нный; 3) кле…вший, слыш…мый;
2) бор…щийся, мысл…щий; 4) чита…щий, расчист…вший.
10. ( ). Вставьте пропущенные буквы. Выпишите предложения, в словах которых пропущена буква О.
1) Уч…ному коню лишь плеть покажи. 3) Своего не наживу, а на чуж…е не гляжу.
2) Вьётся уж…м, а топорщится еж…м. 4) Пч…лки без матки – пропащие детки.
11. ( ). Выпишите предложение, в котором НЕ со словом пишется раздельно.
1) Савельич слушал с видом большого (не)удовольствия. (А.С. Пушкин.)
2) Снег лежал ослепительной пеленою на (не)обозримой степи. (А.С. Пушкин.)
3) Я старался вообразить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его строгим, сердитым стариком, (не)знающим ничего, кроме своей службы, и готовым за всякую безделицу сажать меня под арест на хлеб и на воду.(А.С. Пушкин.)
4) Тоска взяла меня; я отошёл от окошка и лёг спать без ужина, (не)смотря на увещания Савельича, который повторял с сокрушением: «Господи владыка! Что скажет барыня, коли дитя занеможет?» (А.С. Пушкин.)
12. ( ). В следующих предложениях знаки препинания не расставлены. Поставьте там, где считаете нужным, запятую перед союзом И. Отметьте это предложение знаком «+».
1) Незнакомый рыжий солдат всех огорошил своим появлением ( ) и мешок ему отдали сразу. (А. Митяев.)
2) О рыжем солдате ( ) и его овсянке все забыли. (А. Митяев.)
3) По скрытым лесным дорогам шли длинные вереницы пехотных батальонов ( ) и двигались танки. (А. Митяев.)
4) Лукашук лежал в снегу ( ) и не чувствовал, что снег холодный. (А. Митяев.)
13. (l ). В следующих предложениях знаки препинания не расставлены, расставьте их.
Выпишите предложение, в котором нужно поставить две запятые.
1) В эту минуту вошёл урядник молодой и статный казак.
2) Урядник привёл меня в избу стоявшую на высоком берегу реки на самом краю крепости.
3) Капитан вскоре явился сопровождаемый кривым старичком.
4) Тут он [Швабрин] взял от меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих и каждое слово издеваясь надо мной самым колким образом. (По А.С. Пушкину.)
14. ( ). Среди приведенных найдите предложение с грамматической ошибкой (нарушением синтаксической нормы) и выпишите его, соблюдая синтаксические нормы.
1) На собрании обсуждался ряд во Школьники охотно группе археологов, приехавшим из Москвы.
3) После казни декабристов Пушкин остался верен друзьям.
4) Вопреки усилиям учителей, мальчик учился плохо.
15. ( ). Прочитайте первую часть предложения и варианты его продолжения. Выберите из предложенных грамматически правильное продолжение предложения и поставьте около него знак «+».
Приезжая в чужой город,…
1) мне нравятся его достопримечательности. 3) я сразу иду в краеведческий музей
2) происхождение названий его улиц увлекает меня. 4) сувениры продаются всюду.
1. (l ). Определите, в каких словах неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите эти слова и поставьте правильно ударение.
1) лгалА; 4) позвнИт.
2. (l ). Вставьте пропущенные буквы ы - и после ц в словах:
1) специалист; 2) сестрицын (пенал); 3) круглолицый; 4) циклоп; 5) цыганский.
3. ( ). Вставьте нужное окончание в имена существительные:
1) на перроне станции;
3) о хорошем настроении;
2) побывал на концерте;
4) от недели к неделе
4. (l ). Вставьте пропущенные буквы в словах. Запишите их в два столбика.
С приставкой при-
Прилететь в аэропорт, прибывающий поезд, прикрыть форточку.
С приставкой пре-
преследовать врага, преломление лучей, премилый ребёнок,
5. (l ). Определите, какие прилагательные пишутся с одним н, а какие – с двумя нн. Запишите их в две колонки:
с н Дровяной (сарай), голубиный, земляной.
с нн вагонный, соломенный, станционный.
6. ( ). Определите, в каких словосочетаниях допущены ошибки. Подчеркните их и напишите правильно.
1) три пары сапог; 2) обеих сестёр; 3) килограмм абрикосов; 4) двое суток.
7. ( ). Определите допущенные ошибки, связанные с неправильным определением рода имен существительных, и выпишите правильные словосочетания.
1) новое пальто; 2) красивый пенальти; 3) милый пони; 4) крепкий кофе.
8. ( ). Вставьте пропущенные буквы. Выпишите предложения, в которых есть слова с пропущенной буквой Ь.
3) Волков бояться – в лес не ходить.
4) Учиться никогда не поздно.
9. ( ). Вставьте пропущенные буквы. Выпишите строчку, во всех словах которой пишется буква И.
3) клеивший, слышимый;
10. ( ). Вставьте пропущенные буквы. Выпишите предложения, в словах которых пропущена буква О.
3) Своего не наживу, а на чужое не гляжу.
2) Вьётся ужом, а топорщится ежом.
11. ( ). Выпишите предложение, в котором НЕ со словом пишется раздельно.
3) Я старался вообразить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его строгим, сердитым стариком, не знающим ничего, кроме своей службы, и готовым за всякую безделицу сажать меня под арест на хлеб и на воду.(А.С. Пушкин.)
12. ( ). В следующих предложениях знаки препинания не расставлены. Поставьте там, где считаете нужным, запятую перед союзом И. Отметьте это предложение знаком «+».
1) Незнакомый рыжий солдат всех просто огорошил своим появлением, и мешок ему отдали сразу. (А. Митяев.)
13. (l ). В следующих предложениях знаки препинания не расставлены, расставьте их.
Выпишите предложение, в котором нужно поставить две запятые.
1) В эту минуту вошёл урядник, молодой и статный казак.
+2) Урядник привёл меня в избу, стоявшую на высоком берегу реки, на самом краю крепости.
3) Капитан вскоре явился, сопровождаемый кривым старичком.
4) Тут он [Швабрин] взял от меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих и каждое слово, издеваясь надо мной самым колким образом. (По А.С. Пушкину.)
14. ( ). Среди приведенных найдите предложение с грамматической ошибкой (нарушением синтаксической нормы) и выпишите его, соблюдая синтаксические нормы.
1) На собрании обсуждался ряд вопросов.
2) Школьники охотно группе археологов, приехавших из Москвы.
3) После казни декабристов Пушкин остался верен друзьям.
4) Вопреки усилиям учителей, мальчик учился плохо.
15. ( ). Прочитайте первую часть предложения и варианты его продолжения. Выберите из предложенных грамматически правильное продолжение предложения и поставьте около него знак «+».
Приезжая в чужой город,…
1) мне нравятся его достопримечательности.
+3) я сразу иду в краеведческий музей
2) происхождение названий его улиц увлекает меня.
4) сувениры продаются всюду.
Объяснение: