1.Какой союз является «лишним», учитывая строение союзов?
А) ибо
Б) с тех пор как
В) хотя
Г) чтобы
2. Укажите сочинительный союз.
А) оттого что
Б) так как
В) либо
Г) что
3. Каково значение подчинительного союза в предложении Едва началось утро, мы отправились дальше в горы?
А) целевое
Б) условное
В) уступительное
Г) временное
4.В каком предложении союз и связывает два предложения в сложном?
А) Заросли вокруг были колючими и казались непроходимыми.
Б) Все вокруг переливалось и сверкало на солнце.
В) Он вдруг приподнялся и пробормотав что-то вышел.
Г) Зима была снежная и все ждали сильного половодья.
5.В каком варианте выделенные слова пишутся раздельно?
А) Вы то(же) здесь бывали?
Б) Он обещал сделать то(же) самое.
В) За(то) тайга оживала, когда наступала весна.
Г) Чего не знаешь, за(то) не берись.
1) А, Б 2) В, Г 3) Б, Г 4) А, Г
6.В каком варианте перед да нужно поставить запятую?
А) В сене свежем вянет земляника да звезды нависают на ветвях.
Б) Солнце докатилось до края земли да растеклось по небу заревом.
В) Утки зябли в зарослях да жалобно крякали всю ночь.
Г) Вода была холодная да он не почувствовал ни холода, ни быстрого течения.
1) А, Б 2) Б, В 3) А, Г 4) Б, Г
7.Найдите предложение с союзом.
1) Полководец был недоволен ходом операции, несмотря на то что дивизия одержала победу.
2) В степи все открыто, зато ты у всех на виду.
3) Она беспокойно оглядывалась на всех, как будто хотела перехватить эти взгляды.
8.Укажите предложение с разделительным союзом.
1) Солнце светит, но не греет.
2) Это был не то белый, не то подберезовик.
3) Встал сегодня, когда еще не взошло солнце.
9.В каком предложении употреблен подчинительный союз?
1) Солнце село, и мгновенно наступила непроглядная южная ночь.
2) Музыка гремит, но никто не спешит на танец.
3) Он весел и любезен только тогда, когда у него хорошее настроение.
10.В каком предложении союз связывает однородные члены предложения (знаки препинания не Заря бывает не только утренняя но и вечерняя.
2) За окном медленно падал снежок и ясный свет лежал на стенах комнаты.
3) Стало темнеть и улицы мало-помалу опустели.
11.В каком предложении употреблен сочинительный союз?
1) Несмотря на плохую погоду, туристы отправились в поход.
2) Мы выбрали эту дорогу, потому что она лежит через живописную речку.
3) Он шутил и улыбался, и на душе у всех стало легче.
12.Закончите начатое предложение так, чтобы получилось сложносочиненное.
Счастье охватило нас…
1) … когда мы встретили своих родных.
2) … как будто мы совершили научное открытие.
3) … и мы двинулись дальше.
13.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Сорока прилетела к вечеру, когда лед стал оседать.
2) За черным окном снова становилось тихо, и только море однообразно шумело.
3) Он внезапно, изменился так что никто не узнавал его.
14.В каком предложении правильно расставлены запятые?
1) Цветут липы, и по всему саду разносится сладкий запах.
2) Я не заметил как день медленно перешел в ночь, принесшую долгожданную прохладу.
3) Она не любила чтобы к ней приходили в старый дом, который стоял на отшибе и наполовину развалился.
15.Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые, отделяющие предложения в составе сложного:
Дождь сегодня был таким разным (1) и капли неизменно стучали по крышам домов (2) а по карнизам неслись (3) то ледяные струи (4) то тоненькие ручейки (5) напоминавшие собой серебряные нити.
1) 2, 4, 5
2) 1, 3, 4, 5
3) 1, 2, 4, 5
4) 1, 2, 4
16.Установите соответствие:
1) Да (=и)
2) либо
3) будто
4) Да (=но)
5) то…, то
6) едва
7) если
8) что
А) соединительный
Б) противительный
В) разделительный
Г) целевой
Д)сравнительный
Е)временной
Ж)условный
З)изъяснительный
И)причинный
17.Укажите сложноподчиненное предложение.
А) Кружась легко и неумело,
Снежинка села на стекло.
Б) Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет.
В) Яблони в саду погибли, потому что мыши объели зимой кору.
Г) Горят вечерние звезды, и месяц ласково заглядывает в моё окно.
18.Почему выделенное слово в данном предложении является союзом?
До отправления поезда оставалось ещё два часа, на станции было тихо И темно.
1) связывает слова в словосочетания
2) связывает однородные члены предложения
3) связывает части сложного предложения
4) вносит различные значения, эмоциональные оттенки
19.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Листья кружатся, а ветер всё сильнее налетает и гудит.
2) Ночь подошла, и стала на пороге.
3) Чтобы много знать, надо мало спать.
4) Вдруг мы увидели, как жаворонок резко изменил направление полёта.
20.Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Безветрие ( ) и всё небо залито синевой предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Мой лучший друг - это моя крепость. Мы познакомились, когда первый раз оба пошли в школу, еще в первом классе, с тех пор мы не разлей вода. Мы умеем понимать друг друга с полуслова, а иногда мне кажется, что даже мысли друг друга можем прочитать! Нам не скучно ни на одном уроке, ведь мой друг очень веселый и энергичный. Он всегда может придумать что-то интересное или сказать что-то, над чем весь класс будет смеяться. С ним очень весело. На переменах мы всегда ходим в столовую пожрать и похавать.
Дания — страна, откуда пришли в мир гениальные сказки. Народ, подаривший человечеству Андерсена- дал России Владимира Даля.
Писатель, языковед и лексикограф, фольклорист и этнограф, хирург и офтальмолог- один из первых в России исследователь гомеопатии и автор первой статьи о гомеопатии; публицист, которого волновали самые разнообразные проблемы — общественные, хозяйственные, научные, медицинские, педагогические; инженер, наводивший переправы из подручных средств; изобретатель оригинальной системы вентиляции и специального устройства для походной транспортировки раненых и больных (оно отмечено в истории военной медицины); натуралист-любитель, основавший краеведческий музей в Оренбурге; автор учебников ботаники и зоологии, считавшихся в течение полустолетия лучшими по ясности изложения и выверенного материала, — В. И. Даль явился словопроходцем русского языка: в течение 53 лет он «собирал слова» которые составили 4 тома «Толкового словаря». (Л. Львов)
Упражнение 7.
Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните знаки препинания, используя схемы.
1) Мы знаем, что когда берёшь грибы лучше их срезать ножом, нежели выдирать с корнем, потому что грибница разрушается. 2) Растение живёт и размножается под землёй так, что если вы увидите стайку ландышей в лесу- нужно иметь ввиду, что вы видите одно растение. 3) Сходство между цветами дополняется ещё и тем, что когда солнце уходит надолго или на ночь одуванчики закрывают свои цветы гаснут. 4) Вот вам три охоты, потому что если называть охотой собирание грибов, то чем хуже земляника и орехи! 5) Потом начали разрастаться деревья и кусты, которые ,как редко я их ни сажал, через три года перепутались, образовали густоту. (В. Солоухин)
Схемы лень писать
Упражнение 13.
Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните грамматические основы, составьте схемы предложений.
1) Не помню сейчас, кем было замечено однажды, что существуЮт два рода писателей: одни умИрают при жизни, другие живут после смерти (Лакшин). 2) ПрИближалась осень, прИближались сырые осенНие ночи с дождем и ветром, без луны и звезд, прИближались так называемые волчьи ночи, и я, конечно, ждал, когда волки, жившие в нашем лесу, собЕрутся в осенНюю стаю (А. Онегин). 3) Пьеру оказывали уважение, какого прежде никогда не оказывали: неизвесТная ему дама, которая говорила с духовными лицами, встала с своего места и предлОжила ему сесть, адЪютант поднял уроненНую Пьером пЕрчатку и подал ему, доктора почтительно замОлкали, когда он проходил мимо их, и постОрОнились, чтобы указать ему место (Л. Толстой). 4) Утром, когда я проснулся, ласковое апрельское соЛнце весело глЯдело во все окна моей комнаты, где-то любовно вОркОвали голуби, задорно чирикали воробьи, и с улицы доносился тот неопределенНый шум, какой врывается в комнату с первой выставленНой рамой (Мамин-Сибиряк). 5) Ей попробОвали расСказать, что говорил доктор, но окАзалось, что, хотя доктор и говорил очень складно и долго, никак нельзя было передать того, что он сказал (Л. Толстой).
Упражнение 15.
Спишите предложения, расставьте знаки препинания.
1) Когда стих грохот колес на каменной мостовой, Кипренский услышал свежий шум воды в городских фонтанах, вода журчала и пела, наполняя ночь усыпительным плеском (Паустовский). 2) Весь сад нежно зеленел первою красою весеннего расцветания; не было еще слышно летнего сильного гудения насекомых; молодые листья лепетали, да зяблики кое-где пели, да две горлинки ворковали все на одном и том же дереве, да куковала кукушка перемещаясь всякий раз, да издалека из-за мельничного пруда приносился дружный грачиный гам, подобный скрипу множества тележных колес (Тургенев). 3) Ветер гнал волны огня прямо на Кремль, точно хотел чтобы огонь истребил чужеземцев, забравшихся в русскую святыню; Наполеон попробовал выйти на балкон, но до чугунных перил нельзя было дотронуться, так они накалились несмотря на то, что пожар был довольно далеко от дворца (Раковский). 4) А взглянешь на бледно-зеленое усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна и поймешь почему теплый воздух недвижим, почему природа настороже и боится шевельнуться, ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни (Чехов). 5) Если он не хотел, чтобы подстригали деревья, деревья оставались нетронутыми, если он просил простить или наградить кого-либо, заинтересованное лицо знало, что так и будет; он мог ездить на любой лошади; брать в замок любую собаку; рыться в библиотеке; бегать босиком и есть, что ему вздумается (Грин).
Объяснение:
Надеюсь правильно