1.Какой ответ не соответствует теории частиц:
А) Частица – служебная часть речи
Б) Частица – часть речи, которая служит для соединения слов в словосочетании.
В) Частицы образуют формы слова и новые слова.
Г) Частицы придают слову, выражению и предложению новый смысл.
2.В каком примере неверно обозначен разряд частицы:
А) бы - условие Б) лишь - усиление В) нибудь - неопределенность Г) неужели - восклицание
3. Какая частица всегда пишется через дефис:
А) ЖЕ Б) ЛИ В) ЛИБО Г) КАК
4.В каком примере нет частицы:
А) Как тебе не стыдно!
Б) Тебе разве уже шесть лет?
В) Либо в седьмом, либо в восьмом классе мы читали рассказ «Юшка».
Г)Где-то в Африке или Австралии жил раньше этот жираф.
5.В каком ряду слова написаны без ошибок:
А) кое-чему научиться; невысокий, зато крепкий; нечего и говорить; сколько ни ездил, всё без толку;
Б) лиш только солнце выйдет; кое-с-кем поздороваться; где-нибудь лечь; немного погодя;
В) ни рыба ни мясо; не ходили девушки за ягодами; нечуть не заметно; не с кем переговорить;
Г) сколько то взял с собой; толко у Ивана и было; где-небудь остановишься; не был-бы дураком
2.Выпишите из фрагментов басен Крылова частицы . Определите значение частиц.
1.«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» - Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
2.«Послушай-ка, дружище. Хотел бы очень я
Сам посудить, твоё услышав пенье,
Велико ль подлинно твоё уменье?»
3) «Расселись, начали квартет, он все-таки на лад нейдёт».
3.Перестройте предложения, употребив в них сказуемые с двойным отрицанием.
Например: Родители радуются спортивным успехам сына. – Родители не могут не радоваться спортивным успехам сына.
1. Мы гордимся своей школой.
2. Я несколько раз улыбнулся, читая это письмо.
3. Собеседник согласился с моим мнением.
4.Сопоставив предложения, вставьте нужную частицу (выделите её!)
1.Цветы (не, ни) поливали, и они засохли. – Увядшие розы вновь (не, ни) расцветут, как (не, ни) поливай их.
2.Кто (не, ни) принимал участия в читательской конференции. Все остались довольны. – Кто (не, ни) принимал участие в конференции, очень сожалел об этом.
5.Используя соответствующие частицы, выразите в данных предложениях указанные в скобках оттенки значения и чувства. Запишите полученные предложения!
1. Скоро придёт долгожданная весна. (во сомнение)
2.Весна – чудесное время года. (усиление, радость)
3.Ели кажутся лиричными. (выделение, отрицание)
ИнформациоННый, стекляННый, стариННый, шерстяНой, страННый, песчаНый, пунктуациоННый, лицензиоННый, подлиННый, революциоННый, бесцеННный, жасмиННый, лебедиНый, румяНый, глиняНый, кармаННый, операциоННая, невиННый, юНый, нефтяНой, соННый, диковиННый, плеННик, барабаННый, оловяННый, дискуссиоННый, гостиНая, свиНой, бессоННица, куриНый, серебряНый, гусиНый, мошеННик, кожаНый, картиННый, безвремеННый, беспридаННица, тумаННый, ледяНой, ветреНый, лекциоННый, деревяННый, бездоННый, глубиННый, ингаляциоННый, камиННый, утреННий, торжествеННый, осеННий, таинствеННый, соломеННый, пустыННый, овчиНый, интонациоННый, равниННый.
Відповідь:
Ежата (что делают?) родятся слепыми, глухими, беззубыми. Через двое суток они начинают (что делать?) покрываться темными иглами. Проходят две недели, и у ежей прорезаются острые зубки (что делают?). На одиннадцатый день ежата уже умеют (что делать?) шаром сворачиваться. Ежата еще слепые, а уже (что делают?) дерутся. Они (что делают?) не кусаются, (что делают?) не царапаются, а боксируют. Это для ежей гимнастика. Если кто (что сделает?) отстанет, заблудится, мать (что сделает?) стремится на .
Пояснення:
В глаголах 3-го лица пишется -тся, в глаголах неопределенной формы - -ться. Есть простой определить, что именно нужно написать: задать вопрос к глаголу. Если в окончании вопроса "-т" - пишется "-тся", если "-ть" - пишется "-ться".