(1) для россии классическая — это точка отсчета, идеологический и нравственный , который объединяет общество и крепче цементирует связь поколений, нежели правовые нормы и .(2) можно как угодно интерпретировать , политику, религию, но стоит произнести «пушкин», как радостно и согласно закивают головами ярые антагонисты. (3) нет никакого сомнения, что для подобного взаимопонимания годится только та , которую признают классической. (4) именно классика — тот универсальный язык, который понятен для людей разных взглядов, поскольку основан он на абсолютных ценностях, не подверженных духовной инфляции. (5) в этом смысле обладает совершенно уникальным потенциалом.(6) впрочем, с таким же — если не большим — успехом можно говорить не об уникальности , а об уникальности читателя, склонного видеть в любимых книгах самую священную национальную собственность. (7) задеть классика для него все равно что оскорбить родину. (8) подобное читательское отношение к классике является неслучайным. (9) оно складывается и закрепляется с малых лет. (10) главный инструментосвящения классиков у нас школа. (11) уроки играли и играют грандиозную роль в формировании российского общественного сознания. (12) классические книги противостоят воспитательным претензиям государства,раскрывают глаза на неоднозначность и противоречивость мира, в читателе стремление к свободному выбору (пьер безухов и павел корчагин, являясь положительными героями, тем не менее, герои абсолютно разных романов). (13) поэтому образцы классики, знакомые с детства, становятся для нас эталонами вообще.(14) но, к сожалению, во взрослой жизни мы, читатели, так же редко достаем их с полки, как достают из музея парижский эталон метра. (15) твердо усвоенное в школе преклонение перед классикой иногда мешает увидеть в ней жизнь, почувствовать ее душу, а недостаток времени и будничная суета мешают попыткам еще раз прочитать знакомые книги. (16) тот же, кто решается перечитать классику без предубеждения, с чистого листа, сталкивается не только со старыми авторами, но и со своими школьными, так и не повзрослевшими стереотипами. (17) перечитывая главные книги , он понимает, что необходимо изменить, пересмотреть прежнее отношение к ним.(18) такая переоценка трудна, но вполне возможна и, видимо, закономерна. (19) мы растем вместе с книгами, книги растут и меняются вместе с нами.a16 какое утверждение противоречит точке зрения автора? 1) читатель трепетно относится к национальной классической .2) перечитывая классику после школы, мы оказываемся не в состоянии пересмотреть свое прежнее отношение к ней.3) в россии классическая обладает особой значимостью и играет важную воспитательную роль.4) в вопросе о значении национальной классической среди читателей присутствует полное взаимопонимание.а17. какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 3 – 5? 1) рассуждение и описание2) рассуждение3) рассуждение и повествование4) повествованиеa18 укажите предложение, в котором используется фразеологизм.1) 4 2) 14 3) 16 4) 19часть 2b1 из предложений 8 – 9 выпишите слово, образованное приставочным из предложений 4 – 5 выпишите все частицы.b3 среди предложений 12 – 19 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при указательного местоимения. напишите номер этого предложения.прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя а16–а18, в1–в3. в этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.b4. в предложенном тексте п. вайля и а. гениса серьезные авторские размышления сочетаются с элементами легкой иронии. синтаксис авторов малоэмоционален, сдержан, не случайно основными выразительными средствами в нем являются привычные в письменной речи ( предложения 2, 12, 17). авторская ирония проглядывает через нечастые (в предложениях 7, 14). достаточно традиционные : « — это … нравственный », «почувствовать ее душу», «книги растут и меняются вместе с нами» (предложения 1, 15, 19) – позволяют авторам глубже раскрыть тот или иной тезис. пояснить авторскую мысль и «так и не повзрослевшие стереотипы» из предложения 16.список терминов: 1) сравнение(-ия)2) ряды однородных членов3) фразеологизм(-ы)4) эпитет(-ы)5) риторический(-ие) вопрос(-ы)6) неполное предложение7) гипербола(-ы)8) метафора(-ы), олицетворение(-я)9) восклицательное(-ые) предложение(-ия) (риторическое(-ие) восклицание(-ия))
Субстантива́ция, или субстантиви́рование (от лат. substantivum — существительное), — переход в разряд имён существительных других частей речи (прилагательных, глаголов, причастий, числительных), вследствие приобретения ими непосредственно указывать на предмет[1] (что значит отвечать на вопрос «кто?» или «что?»). Субстантивация — частный случай транспозиции[2], относится к морфолого-синтаксическому под неморфологического словообразования.
Примеры частей речи, подвергаемых субстантивации в русском языке:
прилагательное: «больной поправился»
причастие: «командующий отдал приказ»
порядковое числительное: «подали на второе»
собирательное числительное: «двое на качелях»
наречие: «наше завтра»
звукоподражательные слова: «услышал мерное тик-так»
инфинитив: «на покушать», «для посмеяться».
Субстантивация — древний и вместе с тем развивающийся процесс. Например, некоторые прилагательные очень давно перешли в существительные. К ним относятся существительные с суффиксами (ов) и (ин), обозначающие фамилии и названия населённых пунктов: Иванов, Петров, Никитин, Фомин, Марьино, Митино и др. Примеры явления из более позднего времени — использование в качестве существительных таких слов, как перевязочная, ванная.
Существительное, полученное в результате субстантивации, называется субстантиватом, исходное прилагательное — мотивирующим прилагательным.
а) У нас комната, в которой большие окна, пропускающие много света.
б) Мы подходим к перевалу, за которым высятся горы , привлекающие нас своей красотой.
в) Ребята часто ходят в лес, находящийся недалеко от озера, в котором они ловят рыбу.
г) Туристы, которые шли по компасу , скоро выбрались на дорогу, размытую ливнями.
д) По дороге , превратившейся в сплошное месиво, ехала телега, которая едва передвигалась по такой грязище.
е) Мы подошли к домику, который стоял на небольшой полянке, освещенной яркими лучами солнца.
В каждом предложении запятые между главной и придаточной частью, а также запятые для обособления причастного оборота после определяемого слова.
Объяснение: