1. Чтение. Задание
Прочитайте текст, выполните задания к нему и ответьте на вопросы.
2.1.Определите тему текста. Объясните свой ответ. [1]
2.2.Определите стиль текста. Приведите 1 аргумент. [1]
2.3.Определите тип текста. Приведите 1 аргумент. [1]
2.4.Сформулируйте по тексту 2 толстых вопроса. [2]
Когда Сакена арестовали, Гульбахрам было всего 28 лет. Всеми покинутая, отвергнутая, Гульбахрам вынуждена была искать приют у своих родственников. По дороге к ним умер маленький сын Аян. В горе, смятении она даже не запомнила остановку - место погребения. Могила Аяна будет найдена только через десять лет после ее смерти. Очнувшись от шока, она снова обрела силы к сопротивлению, к борьбе. Обивала пороги НКВД, узнавая о судьбе Сакена, Познакомилась она и с прелестями АЛЖИРа (Акмолинский лагерь жен изменников родины). Но ничто не могло ее унизить. Она знала, что должна выжить и быть достойной своего любимого. Когда Сакена посмертно реабилитировали, Гульбахрам приехала на празднование его юбилея в Караганду, привезла всем подарки и ходила на все собрания. Глаза ее сияли радостью от того, что дело Сакена признано, но в душе не заживала рана: она умерла вместе с Сакеном, сохранилась лишь оболочка живого человека, потому что она должна была сделать все, чтобы отстоять до конца честь мужа.
Напишите сказку вымышленном животном. Соблюдайте тип текста-повествование, жанровые признаки. Используйте не менее 2-х составных числительных в падежных формах, выдели окончания и определи падеж.
Заимствование – явление языковое и социальное. Заимствованные слова появляются в языке в результате контактов одних народов с другими, в результате политических, экономических, культурных связей между ними. В наше время носители русского языка активно контактируют с представителями других стран и народов. Современный русский язык пополняется словами, заимствованными из других языков и обогащает своими словами языки мира.
Само по себе широкое использование заимствованной лексики в речи ни в коей мере нельзя считать негативным явлением. Нарушения речевой культуры происходят в случае неграмотного употребления заимствований. Это может быть обусловлено множеством причин, незнанием точного значения заимствованного слова. Словосочетание свободная вакансия является тавтологией: слово вакансия означает «свободная должность». Иногда иностранные слова употребляют, не принимая во внимание, насколько они понятны адресату. Употребленная в молодежном журнале фраза Этот сингл – последний релиз артиста, и он уже неделю держится в горячей сотне биллборда свидетельствует о престижности новых заимствований, но может стать причиной коммуникативной помехи.
Отметим, что заимствования обогащают наш язык, если используются грамотно и уместно.
Слова для включения в текст: в том числе, прежде всего, например, также, не только…но и, потому что, вследствие чего, как… так и, к примеру, в частности, поскольку, кроме того, таким образом, с одной стороны… с другой стороны, следовательно (допустимо использовать другие служебные слова с подобным значением).
Разделительные:
На улице тепло, мы идем гулять.
Маша уехала в Сочи, она рада.
Скоро зима, будет холодно.
В магазине Саша купил яблоки, пирог и хлеб.
Мы идем в школу, а потом- гулять.
Солнце село, но в лесу еще светло.
Наступило утро, и дети отправились в школу.
Я хожу в парк по субботам, а Катя в воскресенье.
Я люблю собак, а особенно Чихуахуа.
В озерах пресная вода, а в морях соленая.
Выделительные:
Отвечая на уроке, Вася получил пятерку.
Книга была интересной, с захватывающим сюжетом.
Испугавшись, пес вытянулся и насторожился.
Мы шли, как вдруг с неба упала капля дождя.
Они едут во Францию, в Париж.