1 часть
Прочитайте текст и выполните задания
1. С французским у меня не ладилось из-за произношения. 2) Я легко запоминал слова и обороты,
быстро переводил, прекрасно справлялся с трудностями правописания, но произношение с головой
выдавало все мое ангарское происхождение вплоть до последнего колена, где никто сроду не
выговаривал иностранных слов, если вообще подозревал об их существовании. 3) Я шпарил пофранцузски на манер наших деревенских скороговорок, половину звуков за ненадобностью
проглатывая, а вторую половину выпаливая короткими лающими очередями. 4) Лидия Михайловна,
учительница французского, слушая меня, бессильно морщилась и закрывала глаза. 5) Ничего
подобного она, конечно, не слыхивала. 6) Снова и снова она показывала, как произносятся носовые,
сочетания гласных повторить - я терялся, язык у меня во рту деревенел и не двигался. 7) Все
было впустую. 8) Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы. 9) Там я невольно
отвлекался, все время вынужден был что-то делать, там меня тормошили ребята, вместе с ними -
хочешь не хочешь - приходилось двигаться, играть, а на уроках - paботать. 10) Но едва я оставался
один, сразу наваливалась тоска - тоска по дому, по деревне. 11) Никогда раньше даже на день я не
отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей. 12) Так мне
было плохо, так горько и постыло! - хуже всякой болезни. 13) Хотелось только одного, мечталось об
одном - домой и домой. 14) Я сильно похудел; мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за
меня. 15) При ней я крепился, не жаловался и не плакал, но, когда она стала уезжать, не выдержал и с
ревом погнался за машиной. 16)Мать махала мне рукой из кузова, чтобы я отстал, не позорил себя и
ее, я ничего не понимал. 17) Тогда она решилась и остановила машину.
(по В.Распутину)
1. Среди предложений 1-5 найдите предложения с обособленными обстоятельствами, выпишите номера
этих предложений
2. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите
все цифры, обозначающие вводное слово.
Лидия Михайловна,
1
учительница французского,
2
слушая меня, 3
бессильно морщилась и закрывала
глаза. Ничего подобного она,
4
конечно,
5
не слыхивала. Снова и снова она показывала,
6
как
произносятся носовые,
7
сочетания гласных повторить - я терялся, язык у меня во рту
деревенел и не двигался. Все было впустую.
3. Выпишите грамматическую основу предложения №4
4. Среди предложений 12-15 найдите предложения с обособленным определением, выпишите номер
этого предложения
5. Замените разговорное слово «шпарил» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом.
Напишите это слово
6. Из предложений 10-15 выпишите слово с приставкой со значением «приближение».
7. Из предложений 14-17 выпишите номер предложения с сочинительной и подчинительной связью.
8. Укажите количество грамматических основ в предложении №11
Объяснение:
Урожай — Транскрипция слова : [уражай’]
у — [у] — гласный, безударный.
р — [р] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый.
о — [а] — гласный, безударный.
ж — [ж] — согласный, парный звонкий, непарный твёрдый, шипящий.
а — [а] — гласный, ударный.
й — [й’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий.
6 букв и 6 звуков.
Облако — Транскрипция слова : [облака]
о— [о] — гласный, ударный.
б — [б] — согласный, парный звонкий, парный твёрдый.
л — [л] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый.
а — [а] — гласный, безударный.
к — [к] — согласный, парный глухой, парный твёрдый.
о — [а] — гласный, безударный.
6 букв и 6 звуков.
Собирали — Транскрипция слова : [саб’ирал’и]
с — [с] — согласный, парный глухой, парный твёрдый.
о — [а] — гласный, безударный.
б — [б’] — согласный, парный звонкий, парный мягкий.
и — [и] — гласный, безударный.
р — [р] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый.
а — [а] — гласный, ударный.
л — [л’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий.
и — [и] — гласный, безударный.
8 букв и 8 звуков.
Щедрый — Транскрипция слова : [щ’эдрый’]
щ — [щ’] — согласный, непарный глухой, непарный мягкий, шипящий.
е — [э] — гласный, ударный.
д — [д] — согласный, парный звонкий, парный твёрдый.
р — [р] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый.
ы — [ы] — гласный, безударный.
й — [й’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий.
6 букв и 6 звуков.
Богатство — Транскрипция слова : [багац:тва]
б — [б] — согласный, парный звонкий, парный твёрдый.
о — [а] — гласный, безударный.
г — [г] — согласный, парный звонкий, парный твёрдый.
а — [а] — гласный, ударный.
т — [ц:] — согласный, непарный глухой, непарный твёрдый.
с — не обозначает звука в этом слове.
т — [т] — согласный, парный глухой, парный твёрдый.
в — [в] — согласный, парный звонкий, парный твёрдый.
о — [а] — гласный, безударный.
9 букв и 8 звуков.
Радость — Транскрипция слова : [радаст’]
р — [р] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый.
а — [а] — гласный, ударный.
д — [д] — согласный, парный звонкий, парный твёрдый.
о — [а] — гласный, безударный.
с — [с] — согласный, парный глухой, парный твёрдый.
т — [т’] — согласный, парный глухой, парный мягкий.
ь — не обозначает звука в этом слове.
7 букв и 6 звуков.