1.1. В каждом из предложений абзаца выделите основную информацию, запишите ее в форме простых предложений. 1.2. Сожмите текст до минимума, оставив только основную информацию. Запишите в тетрадь.
1.3. Составьте план аннотации. Используя речевые клише, самостоятельно составьте аннотацию статьи.
КОЧЕВОЙ ДУХ И КАЗАХСКАЯ ПЕРЕИМЧИВОСТЬ
Одна из часто обсуждаемых проблем - любовь казахов к заимствованиям чужеродного, что грозит размыванием национального менталитета, утратой национального «Я». В XIX веке, например, русские колониальные чиновники отмечали интерес казахов к русскому образу жизни, их и готовность перенимать этот образ. Сейчас казахские студенты увлеченно празднуют Хэллоуин и День Святого Валентина. Причина этого - полное разрушение кочевого уклада жизни в XX веке. Сейчас абсолютное большинство казахов живет вне кочевого уклада, в городе разрушена и родовая община. Ясно, что при таком коренном изменении уклада нация должна искать новые формы жизни, в массе заимствуя их у других народов. 178 Можно провести такую параллель: когда-то наши предки привозили девушек-невест со всех краев огромного континента, усыновляли и мальчиков, забирая их у побежденных народов. Находясь в чисто казахской среде, эти дети становились казахами. Но сейчас среда такова, что дети в основной массе своей вырастают чужими родной культуре. Сейчас, когда кочевой дух, духовная традиция кочевников стали чем-то абстрактным, казахи оказываются под угрозой ассимиляции из-за своей склонности к переимчивости, из-за своего интереса к чужому. Необходимо у оседлых наций учиться закрытости, четкому разделению «своего и чужого», привязанности к «своему». У оседлых наций большинство воспитывается в абсолютной уверенности превосходства своего собственного, и лишь численно небольшая интеллектуальная элита открыта чужому культурному опыту, выбирая в нем наиболее полезное для будущего нации, вводя это полезное в национальную жизнь умеренными дозами и в приемлемой форме. Нам необходимо учиться именно этому. Вместе с тем, так же необходимо вырабатывать какой-то новый жизненный уклад и стиль жизни, соответствующие современной жизни, и в то же время позволяющие нам оставаться самими собой. (по З.Наурызбаевой).