1. (1)Большинство великих географических открытий стало возможным благодаря
использованию особых навигационных приборов. (2)Самый известный из них – компас. (3)Он был
изобретён в Китае более двух тысяч лет назад. (4)Пластинка из магнитного железняка в этом
компасе указывала не на север, как мы привыкли, а на юг, поэтому в Китае компас называли
«ведающий югом». (5)В XIII веке знаменитый итальянский путешественник Марко Поло привёз в
Европу компас, после чего европейцы сами научились изготавливать этот полезный прибор.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 односоставное безличное.
2) Предложение 2 двусоставное.
3) В предложении 3 грамматическая основа – он был.
4) Первая часть предложения 4 осложнена вводным предложением и однородными
членами.
5) Предложение 5 сложноподчинённое.
2. (1)Бурый медведь обитает по всей лесной зоне, кроме юга Европейской части России, местами в
лесотундре. (2)Кожа у него тёмного, почти чёрного цвета, что наименьшей
теплоотдаче. (3)А мех полярных медведей выглядит белым, он лишён пигментной окраски, и
шерстинки полые. (4)Медведь выглядит белым, потому что неровная внутренняя поверхность
трубочек меха дробит свет и отражает его под различными углами, что и создаёт видимость
белого цвета. (5)Летом мех может желтеть из-за постоянного воздействия солнечного света.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено однородными обстоятельствами и обособленным
дополнением.
2) Во второй части предложения 2 грамматическая основа Предложение 3 содержит 3 (три) грамматические основы.
4) Предложение 4 сложносочинённое.
5) Предложение 5 односоставное безличное.
3. (1)В воздухе пахучей струёй разливался аромат недавно распустившихся цветов. (2)Сирень,
как невеста, стояла вся в белом. (3)Подстриженные щёткой акации образовали живые зелёные
стены, и в них уютно прятались крошечные садовые диванчики и чугунные круглые столики. (4)В
этих нишах, напоминающих зелёные гнёздышки, хотелось отдохнуть. (5)Вообще садовник хорошо
знал своё дело: зимой у него расцветали камелии, ранней весной радовали глаз тюльпаны и
гиацинты.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) В предложении 1 содержится составное глагольное сказуемое.
2) Предложение 2 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным
сравнительным оборотом.
3) Предложение 3 сложносочинённое.
4) Предложение 4 односоставное безличное.
5) Предложение 5 сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью.
Объяснение:
1. Я видел эти экспонаты в Музее искусств.
2. Мне нравятся произведения
этого писателя.
3. В нашем городе проводится фестиваль песни.
4. Я отвёл свою
младшую сестру в детский сад.
5. К этому конкурсу наша школа готовилась
целый год.
6. Я верну вашу книгу через два дня.
7. Сестра купила ту рамку
для фотографии в магазине сувениров.
8. Мы прочитали твою статью в
журнале.
9. На этой улице находится Театр пантомимы.
10. Я подарил своему
однокласснику альбом для марок.
11. На этой территории много парков.
12. Отец встретил своего друга на вокзале.
Путь Абая» — роман-эпопея Мухтара Ауэзова, описывающий жизнь известного казахского поэта Абая Кунанбаева. Первая эпопея, написанная на казахском языке. «Путь Абая» широко известен в Казахстане и далеко за его пределами. Роман-эпопея состоит из четырех книг.Главный герой романа — реальное историческое лицо, великий поэт, основоположник казахской письменной литературы, просветитель Абай Кунанбаев. В романе развернута панорама полной драматизма и противоречий народной жизни, быта и нравов кочевых и оседлых степняков конца XIX века, в полную силу показана широта и красота вольнолюбивой души казахского народа, его мечты о лучшем, его надежды и чаяния, его своеобразный духовный уклад, национальный характер..
В 1948 году роман (1-2 книги) был удостоен Сталинской премии, а в 1959 году, после завершения эпопеи, он был отмечен Ленинской премией как выдающееся произведение социалистического реализма.