При сравнении картин мира по Гераклиту и по Пармениду может появится соблазн противопоставить их друг другу и даже назвать Парменида антидиалектиком: ведь парменидовское бытие неизменно, неподвижно и непротиворечиво. Есть даже такое мнение, что систему Парменида "легко представить как реакцию на учение Гераклита всеобщем изменении и противоречивости сущего" (#2) - поскольку Парменид был знаком со взглядами Гераклита.Однако, во-первых, Гераклит рассуждал в русле той же парадигмы онтологизма (бытие Космоса есть и оно не зависит от человека, который пытается познать его); во-вторых, Гераклит интуитивно, а Парменид - осознано, ориентируется на рациональное познание человеком мира (логос Гераклита пронизывает все мироздание, объективный логос - в Макрокосме - и субъективный логос - в душе человека, в Микрокосме - это одно и то же, поэтому, "внемля Логосу", человек может познать мир - именно в "разумных словах", а не через чувства), а о Пармениде, наверно, не будет преувеличением сказать, что он - самый первый явный предшественник европейского рационализма (=бытие умопостигаемо) ; в-третьих, давайте прислушаемся к Аристотелю и в след за неискушеным в диалектике, коль скоро Аристотель считал его ученика Зенона родоначальником диалектики".Сохранились и дошли до наших времен довольно большие отрывки философской поэмы Парменида "О природе".