Проблема лидерства и руководства является одной из главных проблем социальной психологии, так-как оба эти процесса не просто относятся к проблеме взаимодействия коллектива внутри и между собой, а психологически описывают субъекта, который влияет на эти процессы.
Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи.
Б.Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя:
1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации;
2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство — элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;
3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры;
4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство — явление более стабильное;
5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;
6) процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;
7) сфера деятельности лидера — в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе.
Власть руководителя шире, она опирается на систему социально-экономических рычагов и полномочий (распределение ответственности, поощрений, наказаний и т.д.)
Лидер обладает психологической властью. Он обладает наибольшим ценностным потенциалом.
Источники влияния руководителя на подчиненных:
Принуждение (угроза потери статуса, материального источника, социальной защищенности)
Вознаграждение
Традиции (авторитет по долгу службы; уважительное отношение к начальственному месту)
Личность руководителя, власть примера(харизма: излучает энергию, привлекательная внешность, принимают восхищение в свой адрес, не впадая в надменность и себялюбие; уверенная манера держаться; независимость,хорошие риторические
Экспертная власть
Выделяют два типа лидерства: инструментальный и эмоциональный. В последнее время выделяют еще и социально-перцептивного лидера – душа компании.Три теории лидерства:Теория черт – лидер обладает определенным набором личностных черт. Позже выяснилось, что невозможно описать все черты. Происходит преувеличение роли личности во взаимодействии ее с группой, недооценка ситуации
Лидер и руководитель имеют тем не менее дело с однопорядковым типом проблем, они призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при которых эти задачи могут быть решены. Хотя по происхождению лидер и руководитель различаются, в психологических характеристиках их деятельности существуют общие черты, что и дает право при рассмотрении проблемы зачастую описывать эту деятельность как идентичную, хотя это, строго говоря, не является вполне точным. Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс. Чтобы изучить психологическое содержание деятельности руководителя, можно использовать знание механизма лидерства, но одно знание этого механизма ни в коем случае не дает полной характеристики деятельности руководителя.
Проблема лидерства и руководства является одной из главных проблем социальной психологии, так-как оба эти процесса не просто относятся к проблеме взаимодействия коллектива внутри и между собой, а психологически описывают субъекта, который влияет на эти процессы.
Можно лучший )
Б.Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя:
1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации;
2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство — элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;
3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры;
4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство — явление более стабильное;
5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;
6) процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;
7) сфера деятельности лидера — в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе.
Власть руководителя шире, она опирается на систему социально-экономических рычагов и полномочий (распределение ответственности, поощрений, наказаний и т.д.)
Лидер обладает психологической властью. Он обладает наибольшим ценностным потенциалом.
Источники влияния руководителя на подчиненных:
Принуждение (угроза потери статуса, материального источника, социальной защищенности)
Вознаграждение
Традиции (авторитет по долгу службы; уважительное отношение к начальственному месту)
Личность руководителя, власть примера(харизма: излучает энергию, привлекательная внешность, принимают восхищение в свой адрес, не впадая в надменность и себялюбие; уверенная манера держаться; независимость,хорошие риторические
Экспертная власть
Выделяют два типа лидерства: инструментальный и эмоциональный. В последнее время выделяют еще и социально-перцептивного лидера – душа компании.Три теории лидерства:Теория черт – лидер обладает определенным набором личностных черт. Позже выяснилось, что невозможно описать все черты. Происходит преувеличение роли личности во взаимодействии ее с группой, недооценка ситуации