1. Для каждой из приведенных задач определите: - в какой шкале проведено измерение;
- какой тип задач в ней решается (определяем по таблице на соседней странице);
- какая группа статистических методов подходит для решения этой задачи: параметрические или непараметрические. Задача 1
В выборке из 28 мужчин-руководителей подразделений крупного промышленного предприятия Санкт-Петербурга перед началом курса тренинга партнерского общения проводилось обследование с 16-факторного личностного опросника Р. Б. Кфгтелла (форма А). В таблице приведены индивидуальные значения испытуемых по фактору N, отражающему житейскую искушенность и проницательность.
Данные представлены в "сырых" и сгруппированы по четырем возрастным группам. Можно ли утверждать, что есть определенная тенденция изменения значений фактора N при переходе от группы к группе?
Индивидуальное значение по фактору N 16PF в 4 возрастных группах руководителей
№
Группа 1: 26 – 31 год (n1=7)
Группа 2: 32 – 37 год (n2=7)
Группа 3: 38 – 42 год (n3=7)
Группа 4: 46 – 52 год (n4=7)
1
2
11
8
11
2
10
7
12
12
3
5
8
14
9
4
8
12
9
9
5
10
12
16
10
6
7
12
14
14
7
12
9
10
13
Суммы
Задача 2
В исследовании приняли участи 2 группы испытуемых: 1 группа состояла из 7 человек, которые имели ярко выраженные лидерские качества, 2 группа состояла из 13 человек, не имеющих выраженных лидерских качеств. Оказалось, что только 2 человека 1 группы обладают дружелюбностью. Во второй группе дружелюбными оказались 10 человек.
Можно ли считать выявленные различия достоверными?
Задача 3
В следующей таблице представлены данные исследования инвалидов разного возраста. У них измерялся уровень тревожности и депрессии. Можно ли сказать, что инвалиды разного возраста статистически достоверно различаются по уровню тревожности и депрессии.
Инвалиды среднего возраста (n=103)
Инвалиды молодого возраста (n=17)
Депрессия по шкале Бека,общий
легкая
37
15
умеренная
33
1
выраженная
33
1
нет депрессии
0
0
Тревога по тесту Спилбергера, общий
низкая
10
1
средняя
24
9
высокая
69
7
Задача 4
В группе испытуемых было произведено измерение стиля коммуникативного взаимодействия. После обработки результатов исследователи пришли к выводу о том, что необходимо в данной группе провести серию занятий, направленных на овладение конструктивными взаимодействия. Была проделана соответствующая работа, после чего повторно было проведено измерение ведущего стиля коммуникативного взаимодействия. Можно ли считать, что после проведенных занятий наблюдается достоверный сдвиг в сторону использования более конструктивных коммуникативного взаимодействия.
№ п/п
Стили коммуникативного взаимодействия
агрессивный
компетентный
зависимый
до
после
сдвиг
до
после
сдвиг
до
после
сдвиг
1
7
14
12
6
8
7
2
12
9
10
12
5
6
3
4
8
15
6
8
13
4
8
3
6
19
13
5
5
10
10
16
16
1
1
6
11
6
9
13
7
8
7
9
12
14
11
4
4
8
12
9
5
14
10
4
9
3
12
19
5
5
10
10
8
13
14
9
5
5
Задача 5
Психолог измерял время сложной сенсомоторной реакции выбора в контрольной и экспериментальной группах. В экспериментальную группу (X) входили 9 спортсменов высокой квалификации. Контрольной группой (Y) являлись 8 человек, активно не занимающихся спортом. Психолог проверяет гипотезу о том, что средняя скорость сложной сенсомоторной реакции выбора у спортсменов выше, чем эта же величина у людей, не занимающихся спортом.
Задача 6
Исследователь разложил задания на два стола (правый и левый). На обоих столах задачи одинаковой сложности. В эксперименте участвовало 150 человек, из них 96 человек выбрали правый стол, 54 – левый стол. Это полученное распределение называется эмпирическим. Исследователь хочет узнать отличается ли это эмпирическое распределение от равномерного.
Задача 7
Допустим, в выпускных классах школы учится 256 учеников. Из них: 125 юношей и 131 девушка. 57 человек планируют учиться дальше, 15 человек не уверены, хотят ли он получать высшее образование, 184 - точно знают, что учиться дальше они не пойдут. Из тех, кто планирует получать высшее образование, - 35 человек мужчины, а 10 из 15 неопределившихся – женщины. Отличается ли распределение в группе девушек от распределения в группе юношей.
Задача 8
Существуют ли гендерные различия в вербальных ? 15 подростков разного пола были проранжированы учителем литературы по степени выраженности вербальных .
№ п/п
пол
Ранги вербальных
1
1
1
2
0
10
3
1
6
4
1
9
5
0
15
6
1
7
7
0
8
8
0
13
9
1
4
10
1
3
11
1
5
12
0
11
13
1
12
14
1
2
15
0
14
Задача 9
20 школьникам были даны тесты на наглядно-образное и вербальное мышление. Измерялось среднее время решения заданий теста в секундах. Существует ли взаимосвязь между временем решения этих задач.
Задача 10
Одинаков ли уровень подготовленности учащихся в двух школах, если в первой школе из 100 человек поступили в вуз 82 человека и во второй школе из 87 человек поступили в вуз 44.
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы межкультурных и меж цивилизационных отношений, складывавшихся между древними тюрками и европейскими странами на протяжении многих столетий. Авторы обращают внимание на данные исторических источников, свидетельствующих о существовании еще в глубокой древности дипломатических взаимоотношений правителей и ханов Великой степи Дешт-и-Кипчак с различными государствами, странами и народами, как на Востоке, так и на Западе. Отмечается решающее воздействие тюрков на зарождение и развитие культуры стран Европы эпохи Средневековья.
Тюркский мир на протяжении всей истории Земли являлся уникальным местом – родиной самых первых и могучих культур и цивилизаций, оказавших впоследствии решающее влияние на весь ход мировой истории. Такое обстоятельство исходит из основной причины: тюрки были связующим мостом между Востоком и Западом. Таким образом, особенность тюркской культуры заключается в том, что она неизбежно вобрала в себя все лучшее из мировой культуры Востока и Запада, но, вбирая эти ценности, она сумела сохранить и свою уникальную и самобытную культуру.
Как отмечает в своей монографии «Тюркский вклад в мировую культуру и цивилизацию» известный ученый С.Б. Булекбаев «Тюркский мир сыграл ключевую роль в истории человечества, не раз меняя ход и вектор развития мировой истории и мировой политики, своими историческими деяниями и завоеваниями, внесли огромный вклад в мировую культуру» [1]. Самые первые в мире государственные символы и знаки власти, а также политические термины появились впервые в Степи, что свидетельствует о развитой государственной структуре, существовавшей у степняков, которые затем распространились по всей Евразии. В связи с этим очень интересным представляется высказывание известного казахского советского поэта и тюрколога Олжаса Сулейменова (в свое время его книга «Аз и Я» произвела настоящий фурор, более того, переворот в тюркологии) об этимологии древнегреческого слова «Басилей (василевс)», которым в Древней Греции обозначали правителя небольшого поселения, вождя племени, в Спарте и затем ряде древнегреческих государств так именовался наследственный царь, в эллинистическую эпоху – монарх эллинистических государств, в средние века – это официальный титул византийского императора. Так вот, О. Сулейменов указывает на то, что это слово по происхождению не греческое, не римское, не индоевропейское и не семитское. Похоже на пратотюркское образование bas – il – i – «глава страны». Шипящих ни в греческом языке, ни в латинском не было, а в заимствованных словах они передавались свистящими [2, с. 257]. Это слово в тюркских языках сохраняется до настоящего времени. В Казахстане слово «президент» на казахском дублируется термином «El-basj» – буквально «Глава страны» (Елбасы).
Тюрки задали стартовые условия развития для некоторых цивилизаций, в первую очередь западной и российской. Другими факторами взаимодействия тюрков с внешним миром С.Б. Булекбаев считает: создание кочевниками тенгрианской религии и организацию ими трансконтинентальной магистрали – Великий Шелковый путь.
Он приводит высказывание А. Табышалиевой о том, что «Туркестану выпала судьба великого перепутья народов и их верований» [1], что именно здесь скрестились все основополагающие идеи древних и современных религий шаманизма, тенгрианства, зороастризма, буддизма, христианства, манихейства, ислама и местных языческих культов.
А что касается трансконтинентальной торговой магистрали
Великий Шелковый путь то она имела огромное значение для взаимопроникновения культур Востока и Запада, синтезировав культуру Степи и Города. Заслугу Степной цивилизации автор видит в том, что она создала богатейшее искусство звериного стиля, который как характерный вид декора сложился и широко распространился преимущественно в степях и лесостепях Евразии, где исконно проживали тюрки. По мнению известного историка А. К. Нарымбаевой, которое приводит профессор С.Б. Булекбаев в упомянутой выше монографии, гунны, захватив Европу, принесли туда и «свою высокую культуру и свою религию». Тюркские народы дали человечеству немало великих личностей, и в их числе множество писателей и поэтов. К сожалению, этот вклад в мировую литературу, как и в другие области культуры, остается неоцененным по достоинству, а отчасти откровенно принижается. Ученый-тюрколог Вагиф Султанлы по этому поводу приводит высказывание известного французского востоковеда Альбера Сореля, который еще в начале XX века писал, что на Земле остаются неоткрытыми две вещи: в географии это полюса, а в истории – турки.
И.
с. 9
].
Ра́дуга — атмосферное, оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое при освещении ярким источником света (в природе Солнцем или Луной — см. лунная радуга) множества водяных капель (дождя или тумана). Радуга выглядит как разноцветная дуга или окружность, составленная из цветов спектра видимого излучения (от внешнего края: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Это те семь цветов, которые принято выделять в радуге в русской культуре (возможно, вслед за Ньютоном, см. ниже), но следует иметь в виду, что на самом деле спектр непрерывен, и его цвета плавно переходят друг в друга через множество промежуточных оттенков.
Центр окружности, описываемой радугой, лежит на прямой, проходящей через наблюдателя и Солнце, в антисолнечной точке[1], при этом Солнце всегда находится за спиной наблюдателя. Угловой радиус окружности — 42 градуса[1]. Для наблюдателя на земле радуга обычно выглядит как дуга окружности, чем ниже Солнце над горизонтом, тем ближе дуга к половине окружности, а высота верхушки радуги над землёй — к 42 градусам. Чем выше точка наблюдения, тем дуга полнее (с самолёта можно увидеть и полную окружность). Когда Солнце поднимается выше 42 градусов над горизонтом, окружность возможного появления радуги оказывается ниже уровня земли, и наблюдатель, находящийся на её поверхности, увидеть радугу не может[2]. Приблизиться к радуге, как и к горизонту, нельзя[3].
Объяснение: