Задачи:
1. В целях ускорения принятия закона предлагается
— Одновременно внести проект в Думу и Совет Федерации
— Сократить число чтений законопроекта
— Соединить некоторые чтения законопроекта на одном и том же пленарном заседании
Какие действия из предложенных в условии допускаются законодательством? Подтвердите свой ответ ссылками на статьи Конституции РФ.
2. Государственная Дума приняла несколько федеральных законов
— о федеральном налоге на недвижимую собственность,
— о ежегодном бюджете,
— о Государственной границе,
— о забастовках,
— о телевидении,
— о кредитных отношениях
и направила их в Совет Федерации. Совет Федерации не одобрил законы о Государственной границе, о телевидении, о кредитных отношениях.
Дума преодолела вето Совета Федерации, как и положено большинством 2/3 голосов от общего состава и направила законы на подписание Президенту.
В отношении каких законов это неверно. Почему?
3. Совет Федерации не рассмотрел закон о денежной эмиссии в 14-дневный срок.
Определите юридическую судьбу этого закона, выбрав положения, соответствующие законодательству:
— Считается автоматически одобренным Советом Федерации и направляется Президенту на подпись
— Не может быть направлен Президенту без одобрения Советом Федерации
— Срок 14 дней означает не завершение рассмотрения, а начало этого процесса
— Рассмотрение может длиться неопределенное время
Президент РФ вернул без подписания принятый Государственной Думой РФ ФЗ «О запрете научных исследований в области генной инженерии» в связи с тем, что он противоречит Конституции РФ. Государственная Дума и Совет Федерации преодолели вето Президента, однако Президент вновь отказался подписывать закон, ссылаясь на нарушения процедуры, которые были допущены при повторном рассмотрении закона.
Оцените действия Президента РФ, ответив на следующие вопросы:
Действовал ли Президент РФ в рамках своих конституционных полномочий, возвращая первый раз без подписания ФЗ ? Каковы требования к наложению вето, и когда они считаются соблюденными? Возможно ли преодоление вето Президента и каким образом? Имеются ли полномочия у Президента на возвращение без подписания закона после преодоления вето по мотиву нарушения процедуры? В случае возникновения спора какие конституционные разрешения конфликта могут быть использованы?
Проблема: Полномочия, роль Президента в законодательной деятельности
КРФ устанавливает четкий порядок принятия ФЗ. Согласно ч. 1 ст. 107 1. Принятый ФЗ в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент может как подписать принятый ФЗ, так и не подписать, отправив тем самым его на пересмотр обратно в Парламент. Применительно к данной части статьи возникла проблема толкования понятия «принятый ФЗ», то есть когда считать ФЗ принятым, когда его приняла ГосДума или когда его также одобрил Совет Федерации?
В Постановление КС от 22.04.1996 N 10-П "По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции РФ» как раз и рассматривается данная проблема толкования.
Под принятым федеральным законом подразумевается, прежде всего, ФЗ , принятый Государственной Думой и считающийся одобренным Советом Федерации с соблюдением установленных КРФ правил и предусмотренных ею процедур.
При этом одобрение закона Советом Федерации может быть выражено как в активной форме - путем голосования, так и в пассивной форме: ФЗ считается одобренным, если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.
Под "принятым федеральным законом" по смыслу части 1 статьи 107 КРФ понимаются:
· законы, принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации
· законы, повторно принятые Государственной Думой
· законы, одобренные Государственной Думой и Советом Федерации
ст. 107 КРФ устанавливает право вето Президента на принятый ФЗ. В случае неподписания ФЗ Президентом он направляется обратно в Фед Собрание для его пересмотра. Для преодоления вето Президента необходимо, чтобы обе палаты Парламента собрали надлежащее для каждой из них большинство для одобрения закона в прежней редакции (для одобрения закона необходимо квалифицированное большинство голосов в обеих палатах Федерального Собрания).
Поэтому в случае преодоления вето Президента ФЗ подлежит обязательному подписанию и опубликованию в течение семи дней со дня получения постановлений палат Федерального Собрания об одобрении закона в первоначальной редакции.
То есть Президент не вправе не подписать отклоненный им ранее ФЗ после повторного его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации.