Правовым нигилизмом называют форму правового сознания, выражающуюся в отрицательном или равнодушном отношении к правовым нормам. Причинами возникновения правового нигилизма считают: 1) деспотичный характер государственной власти; 2) особенность исторического развития государства; 3) использование репрессивного законодательства; 4) пробелы в законодательстве, в правовой системе; 5) наличие административно-командных методов в политической и экономической сферах общества; 6) отсутствие в государстве демократических и правовых традиций; 7) переходный период, который вызвал трудности в правовой системе; 8) несовершенное развитие судебной и правоохранительной деятельности. Можно выделить следующие признаки правового нигилизма: 1) широкое распространение и повсеместность; 2) неподконтрольность; 3) наличие в государстве разнообразных форм его проявления; 4) дополнение другими видами нигилизма (в частности, религиозным, нравственным др.); 5) соединение нигилизма с разными формами протеста; 6) распространение нигилизма в средствах массовой информации, литературе, кинофильмах. Правовой нигилизм выражается в следующих формах: 1) сознательное и прямое нарушение законов, а также подзаконных актов (преступление); 2) массовое неисполнение и нарушение правовых норм; 3) распространение в обществе антиправовой психологии, настроений, а именно: появление норм, которые оправдывают антиправовое поведение человека; прямая пропаганда жестокости и насилия; 4) так называемая «война законов»: создание системы правовых актов, которая является параллельной по отношению к системе законодательства; противостояние между законодательством федерального центра и законодательством субъектов; разработка и издание органами государственного управления различных ветвей власти нормативных актов, которые являются по содержанию взаимоисключающими; 5) массовые нарушения прав и свобод человека и гражданина; 6) понижение авторитета судебных и правоохранительных органов. Существуют следующие основные направления по борьбе с правовым нигилизмом в государстве: 1) гарантирование государством прав и свобод человека и гражданина; 2) укрепление режима законности на территории государства; 3) осуществление верховенства основного и других законов государства; 4) совершенствование правовой системы государства; 5) осуществление правового порядка в государстве; 6) повышение авторитета судебных и правоохранительных органов; 7) проведение в государстве правового воспитания. Гарантии государства являются базой для использования специальных мер по борьбе с правовым нигилизмом и охране законности. Основные пути преодоления правового нигилизма - это повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания; совершенствование законодательства; профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности; массовое просвещение и правовое воспитание населения; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; скорейшее проведение правовой реформы и др.
Таким образом, цинизм — это пренебрежение к нормам общественной морали, нравственности, наглость, бесстыдство. А, по мнению В.А. Бачинина, «цинизм как форма мироотношения имеет сугубо деструктивную направленность. По отношению к религиозным нормам и ценностям он выступает не просто как безверие, но в виде проявлений кощунства и святотатства. В сфере морали он обнаруживает себя как изощренный, издевательский аморализм, откровенно попирающий всеобщие нравственные нормы. Наиболее злокачествен правовой цинизм, выступающий в двух формах — индивидуальной и общественно-государственной. В первом случае это позиция деструктивно ориентированного сознания с явно выраженными мизантропическими умонастроениями и криминальными наклонностями. Субъекты правового цинизма совершать преступления против личности, ее жизни, здоровья и достоинства «с особым цинизмом» (традиционная формулировка уголовных кодексов многих государств). В таких преступлениях присутствует стремление преступника унизить, опозорить жертву, растоптать в прах ее человеческое достоинство. Государственный цинизм является атрибутом неправовых систем легистского характера, где в форме, внешне напоминающей язык обычных юридических предписаний, сосредоточено содержание, попирающее права и свободы граждан, лишающее их возможности защитить себя от не знающего пределов произвола
Таким образом, цинизм — это пренебрежение к нормам общественной морали, нравственности, наглость, бесстыдство. А, по мнению В.А. Бачинина, «цинизм как форма мироотношения имеет сугубо деструктивную направленность. По отношению к религиозным нормам и ценностям он выступает не просто как безверие, но в виде проявлений кощунства и святотатства. В сфере морали он обнаруживает себя как изощренный, издевательский аморализм, откровенно попирающий всеобщие нравственные нормы. Наиболее злокачествен правовой цинизм, выступающий в двух формах — индивидуальной и общественно-государственной. В первом случае это позиция деструктивно ориентированного сознания с явно выраженными мизантропическими умонастроениями и криминальными наклонностями. Субъекты правового цинизма совершать преступления против личности, ее жизни, здоровья и достоинства «с особым цинизмом» (традиционная формулировка уголовных кодексов многих государств). В таких преступлениях присутствует стремление преступника унизить, опозорить жертву, растоптать в прах ее человеческое достоинство. Государственный цинизм является атрибутом неправовых систем легистского характера, где в форме, внешне напоминающей язык обычных юридических предписаний, сосредоточено содержание, попирающее права и свободы граждан, лишающее их возможности защитить себя от не знающего пределов произвола государственной власти». Нам представляется, что следует сопоставить дефиниции цинизма и нигилизма (в том числе и их правовых направлений), так как они зачастую употребляются вместе и может возникнуть обманчивое мнение, что это одно и то же. Полагаем, что это совсем не так. Что такое нигилизм? Нигилизм — это полное отрицание всего, полный скептицизм. Заметим, что наиболее полное выражение определение нигилизма получило в трудах Ф. Ницше, родоначальника философской теории нигилизма: «Что означает нигилизм? То, что высшие ценности теряют свою ценность… нет цели, нет ответа на вопрос «зачем?». М. Хайдеггер определил нигилизм как «историческое движение, а не какое-то кем-то представленное учение или воззрение. Нигилизм — это не просто историческое явление среди других явлений, не только духовное течение наряду с другими — христианством, гуманизмом и просвещением — в рамках европейской истории. Нигилизм по своей сущности — основное движение в истории Западной Европы. Это движение обнаруживает такую глубину, что его развертывание может иметь следствием только мировую катастрофу. Нигилизм есть всемирно историческое движение народов земли, втянутых в сферу влияния современности». С. Франк также полагал, что нигилизм — это отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей. Ныне сосуществуют различные определения нигилизма. Так, в толковом словаре живого великорусского языка В. Даля нигилизмом является «безобразное и безнравственное ученье, отвергающее все, чего нельзя ощупать». В малом энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона «нигилизм, во-первых, в Средние века ересь, отрицавшая человеческое естество в Иисусе Христе. Во-вторых, в русской литературе со времени Тургенева обозначение крайнего идейного направления 1860-х гг., отрицавшего главные основы современного политического и социального строя». Большой энциклопедический словарь трактует нигилизм как «отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития». А современная энциклопедия определяет нигилизм (от латинского «nihil» — ничто) как «отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культурных традиций и т.п.». М. Хайдеггер отмечал три формы европейского нигилизма: во-первых, это господство бессмысленности, обесцененности всего сущего. Отсутствие иерархии ценностей приводит к равнозначности всех ценностей, к представлению о том, что все они относительны, а, следовательно, в целом общезначимого смысла в них нет; во-вторых, нигилизм обнаруживается в убеждении, что человеческий мир, социум соткан лишь из «психологических потребностей» и представляет собой сеть пересекающихся интересов. Отсюда представление о том, что в мире, в обществе, в человеке отсутствует какая-либо организация, единый порядок и целостность.
Правовым нигилизмом называют форму правового сознания, выражающуюся в отрицательном или равнодушном отношении к правовым нормам.
Причинами возникновения правового нигилизма считают:
1) деспотичный характер государственной власти;
2) особенность исторического развития государства;
3) использование репрессивного законодательства;
4) пробелы в законодательстве, в правовой системе;
5) наличие административно-командных методов в политической и экономической сферах общества;
6) отсутствие в государстве демократических и правовых традиций;
7) переходный период, который вызвал трудности в правовой системе;
8) несовершенное развитие судебной и правоохранительной деятельности.
Можно выделить следующие признаки правового нигилизма:
1) широкое распространение и повсеместность;
2) неподконтрольность;
3) наличие в государстве разнообразных форм его проявления;
4) дополнение другими видами нигилизма (в частности, религиозным, нравственным др.);
5) соединение нигилизма с разными формами протеста;
6) распространение нигилизма в средствах массовой информации, литературе, кинофильмах.
Правовой нигилизм выражается в следующих формах:
1) сознательное и прямое нарушение законов, а также подзаконных актов (преступление);
2) массовое неисполнение и нарушение правовых норм;
3) распространение в обществе антиправовой психологии, настроений, а именно: появление норм, которые оправдывают антиправовое поведение человека; прямая пропаганда жестокости и насилия;
4) так называемая «война законов»: создание системы правовых актов, которая является параллельной по отношению к системе законодательства; противостояние между законодательством федерального центра и законодательством субъектов; разработка и издание органами государственного управления различных ветвей власти нормативных актов, которые являются по содержанию взаимоисключающими;
5) массовые нарушения прав и свобод человека и гражданина;
6) понижение авторитета судебных и правоохранительных органов.
Существуют следующие основные направления по борьбе с правовым нигилизмом в государстве:
1) гарантирование государством прав и свобод человека и гражданина;
2) укрепление режима законности на территории государства;
3) осуществление верховенства основного и других законов государства;
4) совершенствование правовой системы государства;
5) осуществление правового порядка в государстве;
6) повышение авторитета судебных и правоохранительных органов;
7) проведение в государстве правового воспитания.
Гарантии государства являются базой для использования специальных мер по борьбе с правовым нигилизмом и охране законности.
Основные пути преодоления правового нигилизма - это повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания; совершенствование законодательства; профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности; массовое просвещение и правовое воспитание населения; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; скорейшее проведение правовой реформы и др.
Таким образом, цинизм — это пренебрежение к нормам общественной морали, нравственности, наглость, бесстыдство. А, по мнению В.А. Бачинина, «цинизм как форма мироотношения имеет сугубо деструктивную направленность. По отношению к религиозным нормам и ценностям он выступает не просто как безверие, но в виде проявлений кощунства и святотатства. В сфере морали он обнаруживает себя как изощренный, издевательский аморализм, откровенно попирающий всеобщие нравственные нормы. Наиболее злокачествен правовой цинизм, выступающий в двух формах — индивидуальной и общественно-государственной.
В первом случае это позиция деструктивно ориентированного сознания с явно выраженными мизантропическими умонастроениями и криминальными наклонностями. Субъекты правового цинизма совершать преступления против личности, ее жизни, здоровья и достоинства «с особым цинизмом» (традиционная формулировка уголовных кодексов многих государств).
В таких преступлениях присутствует стремление преступника унизить, опозорить жертву, растоптать в прах ее человеческое достоинство. Государственный цинизм является атрибутом неправовых систем легистского характера, где в форме, внешне напоминающей язык обычных юридических предписаний, сосредоточено содержание, попирающее права и свободы граждан, лишающее их возможности защитить себя от не знающего пределов произвола
В первом случае это позиция деструктивно ориентированного сознания с явно выраженными мизантропическими умонастроениями и криминальными наклонностями. Субъекты правового цинизма совершать преступления против личности, ее жизни, здоровья и достоинства «с особым цинизмом» (традиционная формулировка уголовных кодексов многих государств).
В таких преступлениях присутствует стремление преступника унизить, опозорить жертву, растоптать в прах ее человеческое достоинство. Государственный цинизм является атрибутом неправовых систем легистского характера, где в форме, внешне напоминающей язык обычных юридических предписаний, сосредоточено содержание, попирающее права и свободы граждан, лишающее их возможности защитить себя от не знающего пределов произвола государственной власти».
Нам представляется, что следует сопоставить дефиниции цинизма и нигилизма (в том числе и их правовых направлений), так как они зачастую употребляются вместе и может возникнуть обманчивое мнение, что это одно и то же. Полагаем, что это совсем не так.
Что такое нигилизм? Нигилизм — это полное отрицание всего, полный скептицизм. Заметим, что наиболее полное выражение определение нигилизма получило в трудах Ф. Ницше, родоначальника философской теории нигилизма: «Что означает нигилизм? То, что высшие ценности теряют свою ценность… нет цели, нет ответа на вопрос «зачем?».
М. Хайдеггер определил нигилизм как «историческое движение, а не какое-то кем-то представленное учение или воззрение. Нигилизм — это не просто историческое явление среди других явлений, не только духовное течение наряду с другими — христианством, гуманизмом и просвещением — в рамках европейской истории. Нигилизм по своей сущности — основное движение в истории Западной Европы.
Это движение обнаруживает такую глубину, что его развертывание может иметь следствием только мировую катастрофу. Нигилизм есть всемирно историческое движение народов земли, втянутых в сферу влияния современности». С. Франк также полагал, что нигилизм — это отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей.
Ныне сосуществуют различные определения нигилизма. Так, в толковом словаре живого великорусского языка В. Даля нигилизмом является «безобразное и безнравственное ученье, отвергающее все, чего нельзя ощупать». В малом энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона «нигилизм, во-первых, в Средние века ересь, отрицавшая человеческое естество в Иисусе Христе. Во-вторых, в русской литературе со времени Тургенева обозначение крайнего идейного направления 1860-х гг., отрицавшего главные основы современного политического и социального строя».
Большой энциклопедический словарь трактует нигилизм как «отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития». А современная энциклопедия определяет нигилизм (от латинского «nihil» — ничто) как «отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культурных традиций и т.п.».
М. Хайдеггер отмечал три формы европейского нигилизма:
во-первых, это господство бессмысленности, обесцененности всего сущего. Отсутствие иерархии ценностей приводит к равнозначности всех ценностей, к представлению о том, что все они относительны, а, следовательно, в целом общезначимого смысла в них нет;
во-вторых, нигилизм обнаруживается в убеждении, что человеческий мир, социум соткан лишь из «психологических потребностей» и представляет собой сеть пересекающихся интересов. Отсюда представление о том, что в мире, в обществе, в человеке отсутствует какая-либо организация, единый порядок и целостность.