Пробелы в праве — это отсутствие необходимых для регулирования общественных отношений правовых норм или их неполнота. Пробелом в праве является ситуация, когда отсутствует норма для юридической квалификации установленных фактических обстоятельств. Пробелы возникают по двум основным причинам: 1) в результате постоянного появления новых общественных отношений, и объективного запаздывания принятия норм права для их регулирования; 2) в результате ошибок законодателя, который по субъективным причинам не смог учесть все возможные ситуации, требующие правового регулирования. Для признания наличия пробела в праве необходимо наличие двух условий: 1) установленные фактические обстоятельства должны находится в пределах правового поля; 2) должна отсутствовать конкретная правовая норма, необходимая для регулирования данных фактических обстоятельств. Пробел в праве можно устранить с создания новой нормы права, т.е. правотворчества. Но можно обойтись и без правотворчества. Выход из сложившейся ситуации возможен в силу того, что система права обладает некоторой гибкостью и восполнять отсутствие конкретных норм другими элементами (близкими нормами, принципами права). В процессе правоприменительной деятельности пробел можно преодолеть посредством аналогии закона и аналогии права. С аналогии правоприменитель пытается установить волю законодателя, которая не нашла закрепление в необходимой норме права, но имеет место в системе права. Аналогия закона — это решение юридического дела на основе нормы права, регулирующей сходные с рассматриваемыми обстоятельства. Данная норма права может находиться как в отрасли, призванной регулировать рассматриваемые обстоятельства, так и в смежной отрасли права. Например, не урегулированная в УПК процедура отвода общественного обвинителя осуществляется по аналогии с процедурой отвода государственного обвинителя, нашедшей должное законодательное закрепление. Аналогия права — это решение юридического дела на основе общих начал и смысла права. При этом особую роль играют принципы права, в которых в концентрированном виде и заключается дух, смысл права. Аналогия широко применяется, например, в имущественных отношениях, но существуют сферы правового регулирования, в которых она запрещена. Прямой запрет на аналогию содержится в уголовном праве, не допускается она также в связи с административным правонарушением. Другое. В процессе толкования права в ряде случаев обнаруживается необходимость прибегнуть к аналогии закона и права. Аналогия закона и права — допускаемые законодательством способы восполнения пробелов в нормативных актах в процессе применения права. Для осуществления аналогии закона и права правоприменительным органом должно быть установлено наличие пробела в нормативных актах, т. е. ситуации, когда рассматриваемое дело носит правовой характер, затрагивает существенные интересы сторон общественного отношения, но их права и обязанности прямо не определены юридическими нормами. При наличии пробела в нормативных актах, правоприменительный орган решает дело по аналогии закона, применяя к нему юридические нормы институтов и отраслей права, регулирующих сходные по предмету общественные отношения. При отсутствии и таких норм, т. е. невозможности применить аналогию закона, применяется аналогия права и дело рассматривается на основе общего смысла и принципов той отрасли права, в предмет правового регулирования которой включаются данные отношения.
Конституции в материальном смысле принято классифицировать, в частности, на писаные и неписаные.
Писаные конституции (конституции в формальном смысле) представляют собой либо единый нормативный акт (существуют в подавляющем большинстве стран) , либо совокупность нескольких конституционных или органических законов (например, конституция Швеции, конституция Испании) .
Неписаные конституции состоят из норм конституционного характера, «разбросанных» по большому количеству актов, а также содержащихся в конституционных обычаях (характерны для стран англо-саксонской правовой семьи (за исключением США) , конституция Великобритании).
Писаные конституции (конституции в формальном смысле) представляют собой либо единый нормативный акт (существуют в подавляющем большинстве стран) , либо совокупность нескольких конституционных или органических законов (например, конституция Швеции, конституция Испании) .
Неписаные конституции состоят из норм конституционного характера, «разбросанных» по большому количеству актов, а также содержащихся в конституционных обычаях (характерны для стран англо-саксонской правовой семьи (за исключением США) , конституция Великобритании).