Обсудите и раскройте смысл следующих выражений. Оцените уровень правового сознания автора этих выражений. Какие идеи выражены в них? -«Меня сотворили,чтобы я служил народу»(Толе би)
-«Моя жизнь принадлежит народу, а мне принадлежит только моя смерть» )Айтеке би)
-«На суде у подлинного бия не бывает родственников, а если он стал бы делить на своих и не своих пришедших к нему на суд, то он аморален»( правила степного закона)
1. По организационной структуре - организационно оформленные (В партиях этого типа члены партии получают партийные билеты и платят взносы) . - организационно неоформленные (В партиях этого типа нет официального членства) . 2. По характеру доктрин партии делятся на (по отношению к социальной действительности) : - революционные, - реформаторские, - консервативные, - реакционные. 3. По месту и роли партий в политической системе они делятся на: - государственные (партийная идеология становится государственной, партия формирует государственную систему управления) ; - авторитарные (не сливающиеся с государством, но составляющие основу политического режима и пользующиеся его поддержкой) ; - парламентские (действующие в конкурентных политических системах) . 4. По критерию организационной структуры: - централизованные; - децентрализованные; - кадровые; - массовые; - партии с формально определенными принципами членства; - партии со свободным членством. 5. По виду партийного руководства партии бывают: - коллективного руководства; - коллективного руководства с отчетливо выраженным верховенством лидера; - личностного руководства; - харизматического руководства; - консенсуального руководства. 6. партии различаются по тому, интересы каких социальных групп они выражают. Это могут быть: - рабочие, - буржуазные, - крестьянские, - национальные партии и др. 7. В зависимости от идеологического облика партии делят на: - идейно-политические (их деятельность базируется на более или менее четко оформленной идеологии) ; - прагматические (или другими словами, избирательные, которые используют те или иные идеи, лозунги, которые наиболее привлекательны и актуальны в период выборов) ; - харизматическо-вождистские (объединяющие своих членов не столько вокруг какой-то определенной идеи, сколько вокруг очень популярной личности вождя) . 8. По месту, которое партии занимают в системе власти, они делятся на: - легальные, деятельность которых узаконена государством; - нелегальные, деятельность которых запрещена законом. 9. По учету методов действия политических партий: - демократические; - радикальные; - экстремистские. 10. По таким признакам, как характер внутрипартийных отношений, отношение партии к обществу, тем или иным элементам политической жизни, принято выделять партии: - демократические; - тоталитарные. 11. По достижения программ, целей: - коммунистические партии; - социалистические партии; - социал-демократические партии; - лейбористские партии. 12. По признаку участия в политической власти партии делятся на: - правящие; - оппозиционные. 13. По месту в политическом спектре общества можно различать партии: - правые и центристские (в развитых странах они доминируют) ; - левые и левоцентристские; - праворадикальные. 14. По социальной среде деятельности: - моносредные; - промежуточные; - всеобщие (универсальные) . 15. По отношению к религии: - конфессиональные; - клерикальные. 16. По масштабу деятельности: - общенациональные; - региональные. 17. В зависимости от того, в какой мере они представляют различные слои общества: - интегративные (то есть представляющие все или многие слои общества) ; - представительские (то есть те, члены которых представляют один социальный слой или класс) . 18. По внутренней структуре различаются партии с: - сильной; - слабой структурой; - универсальные. 19. По идеологическим концепциям: - либеральные; - консервативные; - социалистические; - коммунистические; - клерикальные; - националистические.
Ярким проявлением этого стала молодежная культура, в которой выражена тенденция к разрушению, протест против благообразия во всем: в общения, одежде, поведении, во всем внешнем облике подростка, юноши, девушки. Научные исследования свидетельствуют об изменениях, происходящих на уровне сознания, которые проявляются в утилитарности и примитивности мышления, усилении рассудочного компонента, в наличии «странных духовных образований» (Г. Л. Смирнов), когда в голове одного человека уживаются элементы несовместимых типов мировоззрений: атеистического, православного, языческого, «восточного» и т. п.[2]
Если в идейном плане эти и другие подобные явления связаны с отказом от марксистско-ленинской идеологии, то духовные причины кризиса лежат в языковой сфере и связаны с искажением, подменой или утратой многих важнейших понятий, составляющих ядро личности. На языковую природу этих «беспокоящих явлений» указывает выдающийся философ современности М. Мамардашвили[3]. Как бы конкретизируя эту мысль, психолог Б. Н. Ничипоров пишет о том, что отсутствие в общественном сознании понятия греха привело ко многим грубым нравственным искажениям[4].
О лежащем в основании мира Слове повествует Евангелие («В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»), давая методологический ключ для подхода к проблеме.
Круг основополагающих мировоззренческих понятий требует научного осмысления, строгого отбора понятийного ядра и включения в него целого круга духовно-нравственной лексики (таких слов, например, как добро и зло, добродетель и грех, Бог и диавол и др.). Необходимо выстраивание их в систему, а также возвращение им истинного значения («чистого смысла»).
Поиск выхода общественного сознания из кризисной ситуации ознаменовался возвратом к прежним системам ценностей, сначала — к гуманистической, «общечеловеческой», а затем к традиционной — христианской, православной. В основе обеих систем лежат Божественные заповеди, однако между ними имеются существенные различия.
Гуманистическая система отличается от христианской тем, что она отвергает христианское понимание греха и зла, объясняя его несовершенством общественного устройства. Провозглашая человека высшей ценностью, она отрицает его Божественное назначение и устроение, тем самым подменяя христианский идеал Богочеловека идеалом человекобога[5].