На основании договора на отпуск питьевой воды для муниципальных нужд № 1 от 17 января 2003 г., заключенного между Акулевской сельской администрацией Чебоксарского района и колхозом имени Свердлова, последний оказывал услуги по подаче воды в 2003 г. По истечении срока действия договора колхоз отказался
продлить договорные отношения, сославшись на то, что он не является водоснабжающей организацией, и предложил передать водонапорные башни, находящиеся в его собственности, администрации Чебоксарского района Чувашской Республики на условиях
аренды.
Действия колхоза были расценены сельской администрацией
как незаконные, в связи с чем она обратилась в антимонопольный
орган, который признал действия колхоза противоречащими антимонопольному законодательству и на основании вынесенного решения № 05-05/464 от 20 сентября 2004 г. выдал предписание
№ 05-05/465 от 20 сентября 2004 г., в соответствии с которым колхозу надлежало восстановить подачу воды для муниципальных
нужд, заключить договор на отпуск питьевой воды, прекратить навязывание условий договора аренды водонапорных башен как не
относящихся к условиям договора водоснабжения и невыгодных
для контрагента.
Колхоз имени Свердлова обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании незаконным решения
№ 05-05/464 от 20 сентября 2004 г. Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике и выданного на
его основании предписания № 05-05/465 от 20 сентября 2004 г. о
прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
1. Какие нормативные правовые акты входят в состав антимонопольного
законодательства?
2. Относится ли антимонопольное законодательство к источникам граж
данского права?
10
3. Какой принцип гражданского права имеет непосредственное отноше
ние к изложенному в задаче спору?
4. Сформулируйте и обоснуйте в письменном виде правовую позицию то
го из спорящих субъектов, которая, на ваш взгляд, соответствует граж
данскому законодательству.
Право, как и мораль, религия, политика, экономика, искусство, является неотъемлемым элементом культуры. Оно приобщению человечества к культуре, ее совершенствованию и расцвету. Состояние и уровень правовой культуры, в свою очередь, отражают особенности культуры в целом.
Понятие «культура» происходит от латинского слова colere - возделывать, обрабатывать, улучшать почву. Этот термин первоначально был связан с сельским хозяйством. Производное от него слово cultura (возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) имело, таким образом, значительно более широкое значение. В частности, им выражалось и определенное состояние души. Цицероном слово «культура» было связано со словом «душа»: cultura animi - культура души, духовная культура.
Итак, древние римляне называли культурой деятельность, связанную с возделыванием, обработкой, улучшением чего-либо. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля значение этого слова определяется так: «Обработка и уход, возделывание, возделка; образование, умственное и нравственное».
В последнее время слово «культура» приобрело универсальное значение. Оно постоянно используется в научной и популярной литературе, в газетах и журналах, звучит по радио и телевидению. Ученые и публицисты говорят о материальной и духовной, политической и правовой, нравственной и эстетической культуре. Все чаще употребляют понятие «экономическая культура». Диапазон значений поистине замечателен: культура поведения, культура быта, культура дискуссий, культура дворянской усадьбы, культура возделывания картофеля, культура просвещения...
В правоведении понятие «правовая культура» употребляют, говоря об обществе в целом и об отдельной личности.
Правовая культура общества - это система овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права. Она является составной частью культуры общества и включает в себя право, правовые нормы, правоотношения, правовые учреждения и другие элементы.
Правовая культура личности представляет собой единство глубоких правовых знаний, уважения к праву (положительного отношения к праву) и правомерного (правопослушного) поведения.
Фундаментом, на котором стоит правовая культура, является нравственная и политическая культура. Эти три вида культуры личности самым непосредственным образом поддерживают, усиливают друг друга.
Без формирования и развития правовой культуры невозможно построить правовое государство. Человек, не обладающий ею, чувствует себя в обществе и государстве бесправным «винтиком» или внутренним эмигрантом. Только тот, кто обладает правовой культурой, осознает свою роль полноправного и активного гражданина страны, неравнодушного к ее проблемам и трудностям.
Чувство собственного достоинства есть необходимое и подлинное проявление духовной жизни; оно есть знак того духовного самоуважения, без которого немыслимы ни борьба за право, ни политическое самоопределение, ни национальная независимость. Гражданин, лишенный этого чувства, политически недее
И. Ильин
Как и все действительно ценное, правовая культура создается постепенно. Раньше всего закладывается фундамент - элементы нравственной культуры: совесть, честь, правдивость, чувство собственного достоинства, доброта. Без них правовая культура невозможна. Развиваясь, взрослея, человек познает законы добра и зла, чести и бесчестия, свободы и рабства, получает первые сведения о политике.
Представления о том, «что такое - хорошо и что такое - плохо получить первые, самые простые знания в области права: какие действия закон запрещает, как карают нарушителей, за что прощают или проявляют снисхождение. Лишь затем появляется интерес к различным отраслям права, к его принципам и аксиомам, к отдельным эпизодам из истории правовых систем. Сведения по криминалистике, судебному процессу, дознанию, работе прокуратуры и другим вопросам часто приобретаются случайно, например, из детективов или телевизионных сериалов.