Роль информации и знаний в информационном обществе
Фундаментальным и ключевым понятием всех областей, связанных с информационным обществом, являются понятия «информация» и «знание».
В современном обществе более 80% затрат во временном и стоимостном отношении падает на работу с информацией.
Известный американский ученый П. Друкер писал в одной из своих работ: «ответы на вопрос: “В чем смысл информации и каково ее назначение” должны будут привести к кардинальному переопределению задач, возложенных на информацию, а вместе с тем и к реорганизации учреждений, которые должны выполнять эти задачи»[1].
Человек не может существовать без информации, так как она — атрибут его жизнедеятельности, который обеспечивает индивидуальную жизнь как в биологическом, так и в социальном измерении. Американские ученые провели следующий эксперимент. Испытуемого поместили в помещение, полностью изолированное от света и звука, в некий информационный вакуум. Уже через 15 секунд у него начались перебои в сердечных и дыхательных ритмах. А еще через 15 секунд показатели стали такими, что можно было вызывать реаниматоров. На основании этого эксперимента ученые предположили, что информация имеет биолого-физиологическое значение для человека и входит в разряд его витальных потребностей. Информация нужна человеку в кратко период не в меньшей степени, чем пища, вода и воздух[2].
В обществе циркулируют разные виды информации, поэтому существуют различные деления и классификации информации[3].
По области возникновения информацию классифицируют как элементарную (отражающую процессы и явления неодушевленной природы), биологическую (процессы живой природы) и социальную (человеческое общество).
По восприятия информации человеком, который живет в мире информации и является ее носителем, можно выделить такие виды информации, как визуальная (зрительная), аудиоинформация (звуковая), тактильная, обонятельная, а также комбинированные формы, например, аудиовизуальная. По разным оценкам, от 75 до 90% информации человек получает при органов зрения; примерно 9% — с органов слуха; 1% — при остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания). Наибольшую ценность представляет аудиовизуальная информация, поскольку система зрительного анализатора дает 94—96% сведений об окружающем мире. Однако наиболее эффективным является комбинированное представление информации, так как оно в значительно большей степени активизирует внимание, память, интеллект. Необходимо всегда помнить о возможности сенсорной и интеллектуальной перегрузки организма информацией при ее неупорядоченности и неадекватности, что резко снижает эффективность управления и может приводить к ошибочным и даже катастрофическим последствиям.
По форме представления различают такие виды информации, как текстовая (буквенная), графическая, числовая (цифровая), звуковая, видео (статическая и динамическая), мультимедийная (комбинированная), оптическая, электромагнитная. Текстовая информация обычно характеризует определенное состояние управляемой и возможности управляющей системы, хотя в сложных случаях диагностики состояния может использоваться цифровая или кодированная информация. Это значительно проще, поскольку меньше загружает информационные каналы связи. Цифровая информация, как и всякая кодированная, может выражать самые разные состояния управляемой системы и ее реакцию на управляющие воздействия. Однако эффективное использование такой информации требует формирования определенных профессиональных знаний, умений и навыков, определенной профессиональной культуры, психологических стереотипов. При этом значительно повышается роль математической культуры, абстрактного мышления, абстрактной логики.
Роль информации и знаний в информационном обществе
Фундаментальным и ключевым понятием всех областей, связанных с информационным обществом, являются понятия «информация» и «знание».
В современном обществе более 80% затрат во временном и стоимостном отношении падает на работу с информацией.
Известный американский ученый П. Друкер писал в одной из своих работ: «ответы на вопрос: “В чем смысл информации и каково ее назначение” должны будут привести к кардинальному переопределению задач, возложенных на информацию, а вместе с тем и к реорганизации учреждений, которые должны выполнять эти задачи»[1].
Человек не может существовать без информации, так как она — атрибут его жизнедеятельности, который обеспечивает индивидуальную жизнь как в биологическом, так и в социальном измерении. Американские ученые провели следующий эксперимент. Испытуемого поместили в помещение, полностью изолированное от света и звука, в некий информационный вакуум. Уже через 15 секунд у него начались перебои в сердечных и дыхательных ритмах. А еще через 15 секунд показатели стали такими, что можно было вызывать реаниматоров. На основании этого эксперимента ученые предположили, что информация имеет биолого-физиологическое значение для человека и входит в разряд его витальных потребностей. Информация нужна человеку в кратко период не в меньшей степени, чем пища, вода и воздух[2].
В обществе циркулируют разные виды информации, поэтому существуют различные деления и классификации информации[3].
По области возникновения информацию классифицируют как элементарную (отражающую процессы и явления неодушевленной природы), биологическую (процессы живой природы) и социальную (человеческое общество).
По восприятия информации человеком, который живет в мире информации и является ее носителем, можно выделить такие виды информации, как визуальная (зрительная), аудиоинформация (звуковая), тактильная, обонятельная, а также комбинированные формы, например, аудиовизуальная. По разным оценкам, от 75 до 90% информации человек получает при органов зрения; примерно 9% — с органов слуха; 1% — при остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания). Наибольшую ценность представляет аудиовизуальная информация, поскольку система зрительного анализатора дает 94—96% сведений об окружающем мире. Однако наиболее эффективным является комбинированное представление информации, так как оно в значительно большей степени активизирует внимание, память, интеллект. Необходимо всегда помнить о возможности сенсорной и интеллектуальной перегрузки организма информацией при ее неупорядоченности и неадекватности, что резко снижает эффективность управления и может приводить к ошибочным и даже катастрофическим последствиям.
По форме представления различают такие виды информации, как текстовая (буквенная), графическая, числовая (цифровая), звуковая, видео (статическая и динамическая), мультимедийная (комбинированная), оптическая, электромагнитная. Текстовая информация обычно характеризует определенное состояние управляемой и возможности управляющей системы, хотя в сложных случаях диагностики состояния может использоваться цифровая или кодированная информация. Это значительно проще, поскольку меньше загружает информационные каналы связи. Цифровая информация, как и всякая кодированная, может выражать самые разные состояния управляемой системы и ее реакцию на управляющие воздействия. Однако эффективное использование такой информации требует формирования определенных профессиональных знаний, умений и навыков, определенной профессиональной культуры, психологических стереотипов. При этом значительно повышается роль математической культуры, абстрактного мышления, абстрактной логики.