Любая страна имеет свои особенности и развивается по определенным «закономерностям». Имея свои традиции, обычаи, свою историю она приобретает особые черты. Так и Россия имеет особые черты и многовековую историю развития. Она традиционно складывалась как многонациональное и централизованное государство. Демократические реформы такие как: «Отмена крепостного права» (1861 г.), «Земская реформа» (1864 г.), «Судебная реформа» (1864 г.), осуществились очень поздно, по сравнению с Западной Европой.
Непоследовательность реформ привела к тому, что Россия так и не получила полноценной Конституции. Российской Федерации находится только лишь в начальной стадии становления и развития. Для того чтобы эта правовая система была не только построена, но работала и была эффективной, нельзя обойтись без права и морали. Само существование таких институтов, как, например, суд присяжных, судебное усмотрение, судебное правотворчество, толкование права и ряда других немыслимо вне моральных норм. Без учета взаимосвязи права и морали система законодательства неэффективна. А между тем, движение государства по пути построения устойчивой экономической и политической системы, формирования гражданского общества и правового государства невозможно без соответствующего правового регулирования. На сегодняшний день массовый характер приобрели проявления правового и нравственного нигилизма, что свидетельствует о наличии серьезных недостатков в социальном регулировании.
Проблема взаимодействия морали и права всегда представляла собой важнейшую научную и практическую проблему в эпохи, а актуализируется каждый раз в ответственные периоды изменения общества. В современный период актуальность ее особенно велика: разрушение старого тоталитарного государства и появление государства, объявившего своей основной задачей обеспечение прав и свобод граждан, потребовало изменения идеологических установок в связях между гражданином и обществом, обществом и государством, и следовательно, правом и моралью.
Цель курсовой работы - выявить связь права и морали.
Задачи курсовой работы:
изучить общие положения, дать понятие и обозначить сущность права и морали;
раскрыть вопрос о соотношении права и морали в их единстве, различии, взаимодействии и противоречии;
установить причины проблем, возникающих при соотношении права и морали.
Объектом исследования является - право и мораль как разновидности социальных норм.
Предметом исследования является - соотношение права и морали в единстве, различии, взаимодействии и противоречии.
Значительный след в истории отечественной правовой мысли оставило творчество Ивана Александровича Ильина (1883 - 1954 гг.), выдающегося русского философа и правоведа, труды которого не потеряли своей значимости и актуальности в современной России. В трудах И.А. Ильина «Учение о правосознании» (1919 г.), «Пути духовного обновления» (1937 г.) уделяется особое внимание вопросам этических оснований права, проблеме отношения добра и зла как предпосылок русского правосознания и выдвигается оригинальная концепция соотношения права и нравственности. По мнению И.А. Ильина, власть и право базируются в первую очередь не на силе приказа и угрозы, а на духовном авторитете, духовной правоте, на «содержательной верности издаваемых повелений и прав». И.А. Ильин пишет, что «нелепо вводить в стране государственную форму, не считаясь с уровнем и с навыками народного правосознания». Далее он делает вывод: «Каждый народ и каждая страна есть живая индивидуальность со своими особыми данными, со своей неповторимой историей, душой и природой. Каждому народу причитается поэтому своя, особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может стать гибельным».1)В системе нормативного регулирования посвящены фундаментальные работы философии права; 2) теории права, юридической этики; 3) и этики уголовного процесса. Нашли эти вопросы свое отражение и в современных этических кодексах судей, прокуроров, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов не только на международном и зарубежном уровне, но и в России.
Данная тема находится в центре внимания исследователей самого разного плана и раскрывается в каждую эпоху по-своему, так как занимает важное место в системе общественного мировоззрения. Современного исследователя, независимо от его профессиональной принадлежности к той или иной общественной науке, всегда при этом интересовали сущность, содержание и структура морали, в которых, по сути, скрывается сакральный смысл, понимаемый или отвергаемый индивидуальным или коллективным сознанием.
Любая страна имеет свои особенности и развивается по определенным «закономерностям». Имея свои традиции, обычаи, свою историю она приобретает особые черты. Так и Россия имеет особые черты и многовековую историю развития. Она традиционно складывалась как многонациональное и централизованное государство. Демократические реформы такие как: «Отмена крепостного права» (1861 г.), «Земская реформа» (1864 г.), «Судебная реформа» (1864 г.), осуществились очень поздно, по сравнению с Западной Европой.
Непоследовательность реформ привела к тому, что Россия так и не получила полноценной Конституции. Российской Федерации находится только лишь в начальной стадии становления и развития. Для того чтобы эта правовая система была не только построена, но работала и была эффективной, нельзя обойтись без права и морали. Само существование таких институтов, как, например, суд присяжных, судебное усмотрение, судебное правотворчество, толкование права и ряда других немыслимо вне моральных норм. Без учета взаимосвязи права и морали система законодательства неэффективна. А между тем, движение государства по пути построения устойчивой экономической и политической системы, формирования гражданского общества и правового государства невозможно без соответствующего правового регулирования. На сегодняшний день массовый характер приобрели проявления правового и нравственного нигилизма, что свидетельствует о наличии серьезных недостатков в социальном регулировании.
Проблема взаимодействия морали и права всегда представляла собой важнейшую научную и практическую проблему в эпохи, а актуализируется каждый раз в ответственные периоды изменения общества. В современный период актуальность ее особенно велика: разрушение старого тоталитарного государства и появление государства, объявившего своей основной задачей обеспечение прав и свобод граждан, потребовало изменения идеологических установок в связях между гражданином и обществом, обществом и государством, и следовательно, правом и моралью.
Цель курсовой работы - выявить связь права и морали.
Задачи курсовой работы:
изучить общие положения, дать понятие и обозначить сущность права и морали;
раскрыть вопрос о соотношении права и морали в их единстве, различии, взаимодействии и противоречии;
установить причины проблем, возникающих при соотношении права и морали.
Объектом исследования является - право и мораль как разновидности социальных норм.
Предметом исследования является - соотношение права и морали в единстве, различии, взаимодействии и противоречии.
Методы:
Общенаучные (анализ, синтез);
Частнонаучные (системно-структурный, функциональный, статистический, сравнительный);
Частноправовые (сравнительно-правовой, юридико-догматический).
Значительный след в истории отечественной правовой мысли оставило творчество Ивана Александровича Ильина (1883 - 1954 гг.), выдающегося русского философа и правоведа, труды которого не потеряли своей значимости и актуальности в современной России. В трудах И.А. Ильина «Учение о правосознании» (1919 г.), «Пути духовного обновления» (1937 г.) уделяется особое внимание вопросам этических оснований права, проблеме отношения добра и зла как предпосылок русского правосознания и выдвигается оригинальная концепция соотношения права и нравственности. По мнению И.А. Ильина, власть и право базируются в первую очередь не на силе приказа и угрозы, а на духовном авторитете, духовной правоте, на «содержательной верности издаваемых повелений и прав». И.А. Ильин пишет, что «нелепо вводить в стране государственную форму, не считаясь с уровнем и с навыками народного правосознания». Далее он делает вывод: «Каждый народ и каждая страна есть живая индивидуальность со своими особыми данными, со своей неповторимой историей, душой и природой. Каждому народу причитается поэтому своя, особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может стать гибельным».1)В системе нормативного регулирования посвящены фундаментальные работы философии права; 2) теории права, юридической этики; 3) и этики уголовного процесса. Нашли эти вопросы свое отражение и в современных этических кодексах судей, прокуроров, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов не только на международном и зарубежном уровне, но и в России.
Данная тема находится в центре внимания исследователей самого разного плана и раскрывается в каждую эпоху по-своему, так как занимает важное место в системе общественного мировоззрения. Современного исследователя, независимо от его профессиональной принадлежности к той или иной общественной науке, всегда при этом интересовали сущность, содержание и структура морали, в которых, по сути, скрывается сакральный смысл, понимаемый или отвергаемый индивидуальным или коллективным сознанием.